0
1325
Газета Факты, события Интернет-версия

20.12.2001 00:00:00

"Никаких химических воздействий"

Тэги: улицкая, премия


-РОМАНУ "Казус Кукоцкого" предпослан эпиграф из Симоны Вейль: "Истина всегда на стороне смерти". Что для вас означает эта фраза?

- Для меня очень большое значение имеет уже сама личность Симоны Вейль. Когда-то в самиздатские годы мне в руки попал перепечатанный на машинке чудовищно сделанный перевод ее книги "Тяжесть и благодать". Это была для меня совершенно неизвестная фамилия, и, честно говоря, я и до сих пор немного прочитала из тех шестнадцати или двадцати томов, которые написала эта замечательная женщина - философ, социолог и еще много чего. Французская интеллигентка еврейского происхождения, которая закончила Сорбонну, училась у лучших философов, а потом ушла в рабочее движение. Это все было в 1930-е годы. В какой-то момент жизни она пережила христианское обращение, но, так сказать, частичное: она так и не была крещена. Трудно точно сказать почему. Может быть, потому, что она была по своей первоначальной специальности исследовательницей античности и воспринимала полный переход в христианство как слишком резкий разрыв с античностью...

- А может быть, потому, что она была радикальной максималисткой и считала, что крещение - это приобретение привилегии перед другими людьми, а она ни на какие привилегии не имеет права?

- Так или иначе, она жила очень высокой жизнью. Когда фашисты оккупировали Францию, она уехала в Англию. Она была больным человеком, у нее был туберкулез. Она знала про уничтожение евреев в концлагерях. И она считала, что не смеет есть больше, чем лагерная пайка. В Англии тоже были годы довольно голодные, но все же можно было есть больше. Она взяла на себя этот подвиг и умерла от голода. Может быть, этот подвиг был ей не по плечу, а может, это и было ее назначение в жизни?

В ее книге "Тяжесть и благодать" идет постоянно напряженный и трагический разговор об оценке жизни. Как ее оценивать, как оценивать наш опыт. На одной из страниц я и нашла эту фразу: "Истина лежит на стороне смерти". Здесь, в рамках нашей реальности, мы не можем оценивать ни события, которые с нами происходят, ни движения, которые мы совершаем. Только некоторый взгляд из-за пределов жизни дает возможность ее оценить подлинной оценкой. Для меня это близко тому, что говорил апостол Павел: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу" (1-е к Коринфянам, 13, 12), - и мы понимаем, о каком времени он говорит "тогда же". Собственно, это та же самая мысль, высказанная в другой форме. Именно эту попытку я и сделала в романе: найти некоторую точку понимания, которая располагается вне пределов нашей реальности.

- У вас в романе очень много говорится о зависимости героев от внешних факторов: от социальных, от генетических, от происхождения, от обучения┘ Это что, внутренний конфликт в романе?

- У меня есть простодушные читатели, которые говорят: вы написали роман об абортах. Нет. Конечно, я писала роман о свободе. Но о свободе невозможно говорить как об абстрактном понятии. Для живущего человека свобода - это всегда личное действие в данных обстоятельствах. И для меня, если хотите, "Казус Кукоцкого" - это исследование возможности реализовывать свободу в очень жестких тоталитарных условиях.

- В "Казусе" встречаются описания генетических открытий, показывающие ваше биологически-исследовательское прошлое. Например, особый вид яйцеклеток, который открывает главный герой романа Павел Кукоцкий, - после чего выясняется, что занятие сексом в определенное, астрономически вычисленное время позволяет завести ребенка супружеским парам, страдающим многолетним бесплодием┘ Это намеки на реальные медицинские открытия? Или научная фантастика?

- Скажем так. Были работы Чижевского о биологических ритмах, я там на них ссылаюсь. Но вот собственно идея сверхбыстро делящихся яйцеклеток - это научная фантастика "на тему". Сама идея, по моим представлениях, не совсем нелепая, в пределах возможного. Не чистая фантастика.

- В своих произведениях вы нередко обращаетесь к описанию 1950-1960-х годов, когда, вероятно, существовала компания ваших родителей. Примеривали ли возможность существования в этой компании?

- Нет, тут другой внутренний ход. С ранней юности в моем окружении были люди возраста не моих родителей, а дедушек и бабушек. Это люди, рожденные в начале ХХ века или конце XIX. У меня были старушки-подружки. В срединные годы своей жизни я поняла, что меня к ним именно тянуло, мне с ними было интересно. Это были как раз люди, сильно отличающиеся от поколения моих родителей. Мои родители - папа родился в 1916-м, мама - в 1918-м┘

Это очень изломанное поколение. Для того чтобы обретать по крохам капельки свободы, им нужно было проходить через очень тяжелый опыт. Оба моих родителя были учеными: мама - биохимик, отец - инженер по сельскохозяйственным машинам. Оба - со степенями. Наука казалась наиболее свободной зоной деятельности. Ну пока вы не становились генетиком или кибернетиком в 40-е годы. Потом стало понятно, что и тут свобода сильно ограничена. И в этом смысле мой интерес скорее был обращен к людям более старшего поколения, и от них я получила бесконечно много. Моя бабушка с маминой стороны окончила гимназию. Хорошо окончила, с золотой медалью. До конца жизни помнила французский и немецкий, хотя говорить на них было особенно не с кем. Потом родилась моя мама. И всю оставшуюся жизнь она была бухгалтером. Но человеком образцовым по своим нравственным качествам. У нее было чувство собственного достоинства при полной доброжелательности. Это дало ей возможность выжить без унижения. А вы себе представляете: муж арестован, эвакуация, по ночам она шила на людей┘ Но стол был накрыт не клеенкой, а скатертью. Всегда.

Вторая моя бабушка из Киева, и там никакого особого образования не было. Но она была настоящим интеллигентом в самом подлинном и немного комическом значении этого слова. Она была актрисой, в 16 лет зачислена в труппу Саратовского театра, занималась пластикой и ритмикой по системе Жиль-Далькроза, увлечение Айседорой Дункан┘ Девушки в платочках ставят "Поэму Экстаза" Скрябина. Театральная карьера ее не сложилась, она писала в газетах - стала, как она сама говорила, очеркисткой. Но Метерлинк, Фрейд, Бах и Библия - все это я получила из ее рук. У нее было несколько забавных принципов. Например, она говорила, что никогда в жизни не будет переворачивать номерок. То есть ходить на работу, где надо сидеть от и до. Тогда были доски, где вешались номерки и, приходя на работу, их надо было переворачивать┘ Жила она абсолютно нище. Нищета ее была веселой и легкой. Все излишнее она называла мещанством. Она была очень возвышенным существом. И при этом - запуганным до мозга костей.

- Критики часто называют вас автором, который умеет строить современное письмо традиционными средствами. Для вас имеет какое-то значение идея актуального письма?

- Нет. Меня часто не устраивает фраза. Мне приходится много с ней возиться. Я не могу объяснить почему. Я понимаю, что там есть внутренняя конструкция, но я ее скорее ощущаю, чем анализирую. Наверное, у меня бывают неудачные, неточные слова, попадание мимо, но это работа все-таки скорее интуитивная.

- Что для вас было за последнее время открытием в современной литературе?

- Скорее не в области литературы. Последние годы все большее значение имеет для меня музыка - отчасти, вероятно, благодаря моему сыну-музыканту. Американский джаз: Чарльз Паркер, Дззи Гиллеспи, Майлз Дэвис, Жакоб Пасториус. Читаю больше поэзию, чем прозу. Перечитывала Бродского, благодаря ему открыла Кавафиса. Из совсем современных - Вера Павлова. Да много чего, но все это случайно и нерепрезентативно, потому что я не веду направленного поиска. Мне чрезвычайно важна реакция "нравится - не нравится", которая для профессионального разговора не годится. Я помню чувство наслаждения, которое я испытала, когда прочитала "Приглашение на казнь" Набокова, я поняла, что есть другая литература. Не другая в смысле - зарубежная, а по сути другая. Набоков был для меня знаком открытия новой культуры. Потом отношения с Набоковым развивались, усложнялись, и "Аду" я просто не люблю. Но вот недавно я перечитала несколько раз "Камеру Обскура" и страшно этот роман полюбила.

- В "Казусе Кукоцкого" часто возникают образы, которые сейчас принято связывать с измененными состояниями сознания. Это основано на личном опыте?

- Хм┘ (улыбается). Мои друзья из более юного поколения убеждены, что я ем псилоцибиновые грибы или еще что-то в этом роде. Нет, у меня этого опыта нет. Никаких химических воздействий. Но я от природы сновид. Я вижу сны или некоторые сообщения. С очень ранних лет. Это очень ценная для меня область жизни, хотя в последние годы это стало со мной случаться реже.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
377
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
463
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
146
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
499

Другие новости