0
1000
Газета Факты, события Интернет-версия

13.05.2004 00:00:00

Никакого авторского произвола

Тэги: улицкая


- Ваш последний роман "Искренне ваш Шурик" показался мне и наиболее сентиментальным - в корневом значении слова. Однако источники и мотивы чувств героев там - не какие-то "возвышенные", а вполне обыденные, бытовые, а часто и вовсе - "так получилось". Вы как будто не позволяете себе никакого авторского произвола. Или это кажущееся?

- Само определение "сентиментальное" несет в себе скорее отрицательный оттенок, по крайней мере в сегодняшнем мире. Синоним "сентиментальному" - "чувствительное".

Шурика нельзя назвать сентиментальным, и руководствуется он в своих отношениях с женщинами не романтическими чувствами, а состраданием.

Именно сострадание вовлекает его в нелепые отношения, и в конце концов он оказывается в рабстве у множества женщин, к которым испытывает сострадание. "Так получилось" - это кошмар его жизни. Шурик, осуществляя свою гуманитарную миссию, становится жертвой агрессии несчастных женщин. И в этом смысле я не позволяю себе никакого авторского произвола, а следую исключительно законам характеров.

- Интересно, "за кого" все-таки сам автор. Вы в романе прямых авторских оценок избегаете. И тем не менее... "Обыкновенные люди, у них все практическое... Это не цинизм, а простая жизнь" - говорит Шурик. Вы ведь с ним не согласны? Для вас, мне кажется, "обыкновенных" нет?

- За кого автор? Автор - за всех. И никого не обвиняет. Иногда позволяет себе улыбнуться, иногда - усмехнуться. Мне интересна "простая жизнь обыкновенных людей".

- Считаете ли вы, что литература должна "отображать" какие-то типичные ситуации, характеры? Или, наоборот, работать с "героикой"? Или она вообще ничего не должна?

- Литература, конечно, никому ничего не должна. "Героика" - вообще не по моей части.

Мой герой - частный человек, и весь роман разворачивается как бы в отсутствие времени. Оно, конечно, обозначено, читается, но меньше всего меня занимала типичная ситуация. Я описываю еще один "казус". И это дело читателя - воскликнуть: "Да, да! Я это знаю! Я наблюдал в жизни нечто подобное!" Или - не воскликнуть┘ Одна моя молодая приятельница, прочитав роман, спросила: "Неужели такое возможно было в жизни вашего поколения? Таких мужчин, как Шурик, я никогда не встречала!" А я - встречала.

- Юрий Грымов уже летом, насколько я знаю, собирается снимать фильм по вашей книге "Казус Кукоцкого". Сценарий тоже ваш? В какой мере вы участвуете или будете участвовать в процессе съемок?

- Я написала сценарий для фильма. В силу разных обстоятельств, главным образом финансовых, снимать будут сериал, из которого потом собираются "выкраивать" фильм. Это огромной сложности работа, и я не представляю себе, как технически это будет сделано. Я готова принимать ровно такое участие, какое от меня потребуется. Предварительная часть работы была чрезвычайно интересной, я очень довольна нашим творческим общением с Юрием Грымовым. Уже прошел кастинг, и актеры, которые выбраны на роли, мне очень нравятся. Я рада, что в фильме будет сниматься Ольга Лапшина, которая сыграла главную роль в спектакле "Семеро святых из деревни Брюхо".

Вообще состав актерский - замечательный. Надеюсь, что получится интересно. Достаточно ли осторожно я выражаюсь?

- Вполне. А что касается вашей пьесы "Семеро святых из деревни Брюхо", которая сейчас идет в Театре имени Станиславского в постановке Владимира Мирзоева, то тема ее, скажем так, потаенная - юродивые и юродство на Руси. Почему для вас это значимо? Вы как-то проецируете ту послереволюционную ситуацию на сегодняшний день (хотя пьеса, конечно, не сегодня написана)?

- Материал, который попал мне в руки, был совершенно потрясающий. Явление юродства на Руси отражено в литературе очень ярко. Само явление - уникальное, очень глубинное и корневое. Мне очень хотелось к нему прикоснуться. Проекция на современную жизнь в пьесе присутствует. Или это не чувствуется?

- Чувствуется, но мне, например, кажется, что в ваших историях все-таки очень важна авторская позиция (она почти неуловима, но все-таки присутствует), и всего лишь незначительное смещение акцента, взгляда может совершенно исказить замысел. Как Вы вообще относитесь к экранизациям, к постановкам ваших драматических произведений?

- Я никогда не выступаю инициатором экранизаций или перевода прозаических произведений в иной жанр. Но иногда поступают предложения, от которых я не отказываюсь. Я совершенно убеждена в том, что фильмы и спектакли делают режиссеры, а не сценаристы и драматурги. Поэтому спектакль Владимира Мирзоева сильно отличается от того спектакля, который поставила бы Улицкая, коли была бы режиссером. Но мне очень интересна эта работа Мирзоева, там много для меня неожиданного, и по-моему, это замечательно.

- Скоро должна выйти книга ваших сказок "История про кота Игнасия, трубочиста Федю и Одинокую Мышь" (верное название?).

- Название более или менее верное. В книге будет одна эта история. А спустя некоторое время выйдет еще одна книга, с другой историей.

- О чем это, и почему вы вообще обратились к детям?

- Это не я обратилась к детям, а дети обратились ко мне. Истории эти были написаны для моих детей, когда они были маленькими. Обе эти истории прозвучали в радиоэфире лет двадцать тому назад, но в виде книг они тогда не состоялись. Не получилось. Кстати, рассказы из сборника "Детство 49", вышедшего в прошлом году в соавторстве с художником Владимиром Любаровым, тоже написаны были в восьмидесятых годах, и я не была уверена, что они еще живы. Но книжка получилась очень хорошая. Кажется, ни одной своей книжке я так не радовалась, как "Детству".

- В связи с успехом книг Джоан Роулинг про Гарри Поттера на Западе вроде бы наметилось некоторое повышение интереса (прежде всего коммерческого!) к детской литературе. А у нас, кажется, детская литература (та, самобытная, которой мы всегда гордились) вообще умерла. Нужны ли тут, на ваш взгляд, какие-то общественные или государственные действия - по поддержке, пропаганде и т.д.?

- Для литературы, в частности детской, лучше всего, когда государство не обращает на нее внимания. А то как начнут обращать - совсем придушат. В последнее время возник интерес государства к литературе, и мы получили процесс против Владимира Сорокина, против Эдуарда Лимонова, против Баяна Ширянова. Спасибо, не надо. Государству есть на что обратить внимание: например, на развитие новофашистского движения┘

- Вы сказали, что "Искренне ваш Шурик" - это, возможно, последний роман - крупная форма утомила. К чему теперь обратитесь?

- Сейчас сижу с одной своей старой инсценировкой. Не скажу, какой. Не уверена, что получится. Работать-то вообще я люблю, но сейчас совершенно не готова бежать на длинную дистанцию┘ Про новый роман даже подумать страшно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Ольга Соловьева

Преимущества КНР сделают многие российские отрасли неконкурентоспособными

0
1458
Кассационные суды нашли себе место в системе

Кассационные суды нашли себе место в системе

Екатерина Трифонова

Проверочная инстанция прислушивается к обвинителям охотнее, чем к защитникам

0
1027
Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Михаил Сергеев

Всемирный экономический форум оценивает ориентиры очередного пятилетнего плана КНР

0
1699
В России упростят конвоирование опасных преступников

В России упростят конвоирование опасных преступников

Иван Родин

Наручники также наденут на осужденных и обвиняемых по некоторым "политическим" статьям

0
1178

Другие новости