Игорь Юрков. У своей яблони: Стихотворения и поэмы.
– М.: РуПаб+, 2011. – 208 с.
![]() |
![]() |
![]() |
Имя поэта Игоря Владимировича Юркова (1902–1929) сегодня практически неизвестно: его небольшой сборник «Стихотворения» (1929) давно стал библиографической редкостью, а одноименная книга, вышедшая в 2002 году, содержит, как утверждают издатели сборника «У своей яблони», многочисленные опечатки и искажения. В настоящее издание вошли более сотни стихотворений и поэтических циклов, которые помогут создать для современного читателя «образ поэта необычайного – и по степени одаренности, и по чисто человеческому характеру» (из предисловия Святослава Хрыкина): «В зеленой пустоте висит звезда,/ Стоят деревья у обрыва./ О человеческое «никогда» –/ Как временно оно, как лживо.// Есть семена цветов, зародыши у звезд,/ Есть отраженье и сочувствие в Природе,/ И на себе ты видишь вечный рост/ К добру, к спокойствию, к свободе...»
Александр Городницкий. «Атланты держат небо┘»: Воспоминания старого островитянина.
– М.: Яуза: Эксмо, 2011. – 448 с. (Подстрочник истории. Уникальные мемуары). ISBN 978-5-699-51594-3
![]() |
![]() |
![]() |
Мемуары Александра Моисеевича Городницкого (р. 1933) – не только поэта, барда, автора гимна шестидесятников – песни «Атланты держат небо на каменных руках...», но и ученого-геофизика, доктора геолого-минералогических наук, участника многочисленных научных экспедиций, объехавшего весь мир... О детстве и юности, песнях и путешествиях рассказывается в главах «Васильевский остров» (там родился Городницкий), «Новая Голландия», «Отечество нам – Горный институт», «На материк», «Паруса «Крузенштерна», «Жена французского посла», «Песни нашего века», «Сколько миль до Атлантиды» и др. Как подчеркивает автор, «эта книга – воспоминания не о себе любимом, а скорее о минувшей эпохе и о тех людях, с которыми мне довелось встречаться и без которых моя жизнь сложилась бы иначе».
Феликс Медведев. Мои великие старухи.
– СПб.: БХВ-Петербург, 2011. – 432 с. (Окно в историю). ISBN 978-5-9775-0756-1
![]() |
![]() |
![]() |
Журналист Феликс Медведев вспоминает свои встречи (некоторые были мимолетными, некоторые переросли в дружбу) с женщинами, чьи имена вошли в историю. Среди героинь книги – Анна Ахматова и Мариэтта Шагинян, Нина Берберова и великая княжна Вера Романова, Клавдия Шульженко и Нонна Мордюкова, Алла Баянова и Ольга Аросева и многие другие. Например, в главе «Анастасия Цветаева: о религии, об искусстве, о сестре» сестра Марины Цветаевой вспоминает, как гостила у Максима Горького в Италии, и «неотвязна в моей памяти песенка, которую, как говорят, он напевал своим внучкам Марфиньке и Дашеньке восьми и шести лет:
Диги-диги-дигли,
Диги-диги-талис,
Вот мы и достигли,
Вот и долетались.
Мудрое стихотворение. Обращено оно не в виде упрека кому-то, а в виде укора себе. Вспоминал, наверное, своего буревестника...» Книга проиллюстрирована фотографиями, подаренными автору собеседницами.
Елена Турчинская. Авангард на Дальнем Востоке: «Зеленая кошка», Бурлюк и другие.
– СПб.: Алетейя, 2011. – 196 с. ISBN 978-5-91419-174-7
![]() |
![]() |
![]() |
Кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов Елена Турчинская в своей монографии рассматривает историю дальневосточного авангардного искусства. Много внимания уделяется группе художников «Зеленая кошка», о которой «почти ничего не известно до настоящего времени» и которая «была фактически первым объединением авангардного искусства на Дальнем Востоке». Кроме того, автор выявляет художественные особенности дальневосточного искусства, определяет его место в российском изобразительном искусстве 1910–1920-х годов. И т.д. и т.п. И приходит к выводу, что «удаленность, особенности исторического развития сообщают этому (дальневосточному. – «НГ-EL») искусству специфический «мечтательный» фантастический настрой или оттенок, что позволяет рассматривать это искусство как романтическую линию авангарда».
Леонтий Матиясевич. Аэрофоторазведка. Прошлое – настоящее – будущее.
– М.: Полигон-Пресс, 2011. – ISBN 978-5-98734-013-4
![]() |
![]() |
![]() |
Леонтий Михайлович Матиясевич – участник Великой Отечественной войны, ветеран военной разведки, доктор технических наук, полковник в отставке – продолжает тему, начатую им в книгах «Введение в космическую фотографию» и «Аэрофоторазведка. На земле и в воздухе (1941–1945)». Автор подчеркивает важность этого вида военной разведки: «К сожалению, так сложилось исторически, об аэрофоторазведке вспоминали накануне или в ходе войны и забывали через какое-то время после ее окончания. За это мы заплатили высокую цену жизнями наших солдат и офицеров. Сегодня роль аэрофоторазведки многократно возросла. В современных войнах материалы аэрокосмической видеоразведки в сочетании с надежными средствами связи являются основой управления войсками...» Подробности – в главах «От Сольферино до Первой мировой», «Боевое крещение», «Забвение и развитие», «Великая Отечественная», «Под мирным небом», «В космос», «Земля зовет».