0
2883
Газета Пять книг недели Печатная версия

05.10.2022 22:15:00

Пять книг недели

Тэги: шишкин, тишковская, нефедов, блэндфорд, груссе


37-9-11250.jpg

Михаил Шишкин. В лодке, нацарапанной на стене: Эссе, короткая проза.

– М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2022. – 384 с. (Михаил Шишкин: Уроки каллиграфии). ISBN 978-5-17-150610-0

Сборник эссе и короткой прозы автора романов «Взятие Измаила», «Венерин волос» и других, литературно-исторического путеводителя «Русская Швейцария», лауреата премий «Русский Букер», «Большая книга», «Национальный бестселлер». «Если не превратить жизнь в слова – ничего не будет. Язык – единственное средство воскрешения», – уверен автор. Название книги (и одноименного эссе, ее завершающего) объясняет «легенда об узнике, приговоренном к пожизненному заключению в одиночке. Он годами черенком тюремной ложки царапал на стене лодку. И вот однажды ему принесли, как обычно, воду, хлеб и баланду, но камера оказалась пустой, а стена чистой. Он сел в свою нацарапанную лодку и уплыл. Роман – это лодка. Нужно просто так оживить слова, чтобы лодка стала настоящей, чтобы в нее можно было сесть и уплыть к тем, кто тебя любит и ждет».

37-9-12250.jpg

Юлия Тишковская. Дорога с облаками: Стихи.

– М.: Стеклограф, 2022. – 122 с. ISBN 978-5-4465-4816-7

Юлия Тишковская – уроженка Санкт-Петербурга, выпускница отделения сурдопедагогики Российского государственного педагогического университета им. Герцена, участник московско-калининградской литературной группы «РЦЫ», редактор проекта «Полутона», автор книг стихотворений «Дальше зрения», «Бог любой сложности», и вот теперь – «Дорога с облаками». О новом сборнике в предисловии Елена Белоброва пишет так: «…пробираясь сквозь ложное измерение человека, Тишковская выводит нас на дорогу. Без осени и багажа. Без треска военных барабанов и песен Святого Августина: «Полюби Бога и делай что хочешь». К прежнему больно добавилось новое ясно. Нежно, просто стихи вмещают в себя людей». Вот, например, начало стихотворения, давшего название всей книге; «Скажите, куда вы пропали?/ А мы и не думали прятаться,/ просто вы плохо искали./ Смотрели там, где оставили –/ в детской и под кроватью./ А мы так внезапно состарились, чтоб не хвастаться,/ и так случайно помолодели,/ чтоб легче слушать советы…» О презентации книги см. «НГ-EL» от 18.08.22.


37-9-13250.jpg

Павел Нефедов. Между небом и землей: История павильона «Космос» на ВДНХ.

– М: Бослен, 2022. – 240 с.: ил. ISBN 978-5-91187-417-9

Иллюстрированное издание посвящено павильону «Космос» – «единственному в своем роде зданию, самому крупному и примечательному на ВДНХ». Его история отражает «важнейшие этапы развития страны в XX–XXI веках, от первых советских пятилеток до перестройки и далее, к современной России»: как и вся страна, павильон преображался, менял и название, и содержание. В книге рассказывается о его проектировании и строительстве, роли в жизни ВДНХ и архитектуре… «Павильон «Космос» с его поразительной параболической аркой и удивительным куполом буквально завис между небом и землей, между возвышенным и насущным. Вглядываясь в историю павильона, можно различить постоянные перепады между будущим и прошлым, от приземленных забот к чудесной мечте – и обратно».

37-9-14250.jpg

Ричард Блэндфорд. Лондон в компании художников / Пер. с англ. Д. Леонова.

– М.: Омега-Л: METAMORPHOSES, 2022. – 224 с.: ил. (Metamorphoses Art). ISBN 978-5-370-05104-3

В «НГ-EL» от 25.08.22 мы писали про альбом Жерара Денизо «Париж глазами художников». Теперь историк искусства Ричард Блэндфорд приглашает читателей увидеть «Лондон в компании художников», прогулявшись во времени (с XVII столетия до наших дней) и в пространстве (вдоль Темзы от Челси до Гринвича) с Фредериком Брауном, Джеймсом Уистлером, Уильямом Тёрнером и другими английскими живописцами. «История Лондона в искусстве по-настоящему разворачивается только с XVII века. Возникновение такого жанра живописи, как городской пейзаж, естественным образом привело к тому, что художникам стали заказывать работы с видами английской столицы. Лондон стал сюжетом для произведений искусства и оставался им, хотя одни стили и изобразительные средства уступали место другим, сменялись преображающие город исторические эпохи».

37-9-15250.jpg

Рене Груссе. История древней Армении. От союза племен к могущественному Анийскому царству / Пер. с фр. И.А. Петровской.

– М.: Центрполиграф, 2022. – 670 с. (Великие империи мира). ISBN 978-5-9524-5553-5

Французский ориенталист, историк искусства, востоковед, член Французской академии Рене Груссе (1885–1952) посвятил свое исследование истории материальной и духовной культуры страны, до присоединения к Византийской империи являвшейся форпостом западной цивилизации. Автором рассмотрены «География Армении и ее история», «Доисторическая Армения», «Армения до армян», «Первые века Айястана», «Армения в эллинистическую эпоху. Династия Артаксиадов», «Армения и господство арабов» (названия глав) и многое другое. Географическое положение страны таково, что, по определению географа Рауля Бланшара, это «большая естественная крепость, за стенами которой скрываются столы, бассейны и дворы». Отсюда, по мнению Груссе, «вытекают две постоянные черты истории Армении: с одной стороны – сильный характер армянского народа, позволивший ему пережить все вторжения, все чужеземные власти, все катастрофы, с другой – неискоренимый устаревший феодализм, который с античной эпохи и до 1064 года ослаблял Армению и вызывал в ней разногласия».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости