![]() |
Павел Шубин. Собрание сочинений: В 2 т. Т. I. Поэтические сборники. Т. II. Стихотворения, напечатанные в периодике и найденные в архивах; заметки, статьи / Общ. ред., предисл. З. Прилепина.
– СПб.: Лира, 2025. – Т. I. – 656 с.; Т. II. – 608 с. ISBN 978-5-907727-34-2
Двухтомник поэта фронтового поколения, военного корреспондента Павла Шубина (1914–1951) включает произведения, найденные в Российском государственном архиве литературы и искусства, Российской государственной библиотеке, Государственном музее истории российской литературы им. В.И. Даля, Чернавской библиотеке им. П.Н. Шубина, Липецком областном краеведческом музее, частных собраниях. Первый том состоит из поэтических сборников и песенных текстов, во второй вошли стихотворения, напечатанные в периодике и найденные в архивах, статьи и заметки. Издание также включает предисловие писателя Захара Прилепина, нарекающего Шубина поэтом сталинской эпохи, ее порождением и отражением; статьи о жизни и творчестве Павла Николаевича; комментарии.
![]() |
Эмили Данли. Тедди: [роман] / Пер. с англ. Е. Косаревой.
– М.: Бель Летр, 2025. – 430 с. ISBN 978-5-9614-9478-5
На первый взгляд Тедди Шепард обычная американка, которая живет в Риме с мужем-дипломатом Дэвидом, мечтает о большом доме, детях и т.д. Однако эта спокойная, налаженная, практически идеальная жизнь может рухнуть в любую минуту: «Евгений Ларин, призрак из моего прошлого, настиг меня здесь, в Риме, и был вовсе не русским беженцем, которого я хотела в нем видеть, а советским дипломатом и, возможно, шпионом. И дело совсем не в том, что со мной будет, если Дэвид, Хэл и другие родственники узнают о моих страшных прегрешениях, и не в том, что они обо мне подумают, а в том, что я сделала нечто опасное».
![]() |
Система координат. Открытые лекции по русской литературе 1950–2000-х годов (Московский концептуализм, Поэтическая труппа «Альманах» / Сост. Д. Файзов, Ю. Цветков; отв. ред. Н. Николаева.
– М.: Культурная инициатива, 2024. – 156 c. (Формула свободы: история). ISBN 978-5-6051341-3-8
Материалы лекций 2008–2015 годов об одном из ключевых направлений неофициального искусства СССР 1970-х – московском концептуализме, а также о поэтической труппе «Альманах» конца 1980-х, в которой состояли Михаил Айзенберг, Сергей Гандлевский, Тимур Кибиров, Виктор Коваль, Андрей Липский, Лев Рубинштейн. «Пока филологи и литературоведы осмысляют и теоретизируют историю литературы, ее живые участники – и невольные объекты изучения филологов – способны поделиться неоценимыми воспоминаниями, личными впечатлениями и оценками, а зачастую и неопубликованными или забытыми строками».
![]() |
– М.: Альпина нон-фикшн, 2025. – 396 с. ISBN 978-5-00223-469-1
Среди русских писателей, которые «служили слову всей своей жизнью», нет «главных и неглавных, важных и второстепенных – это игры критиков, расставляющих фигурки, – потому что все они в полную силу и даже сверх своей силы вершат труд, от которого пальцы в чернилах, как у Писемского, и тоска самоубийства, как у Герцена, и лихорадка с потом, как у Толстого», – уверен писатель и журналист Алексей Поликовский. Героями его новой книги стали Гоголь и Тургенев, Чернышевский и Лесков, Короленко и Олеша и другие, в том числе почти забытые и малоизвестные (Виктор Серж, Борис Ямпольский). А начинается все с протопопа Аввакаума, который «писал свое житие в тесной избе уже битый кнутом, уже сидевший в подвале, с хворобой в теле, с отбитыми ребрами, уже видевший, как его соратникам режут руки и языки – и все же писал, ибо поперек страха и ужаса должен был положить свое слово».
![]() |
Смоленские украсы. Орнаменты народной вышивки / О.В. Картавенкова, Е.Н. Клетнова, Л.В. Королькова.
– М.: Бослен, 2025. – 128 с. ISBN 978-5-91187-489-6
Этнографам, искусствоведам, историкам, художникам, мастерам народного творчества и вышивки, любителям рукоделия и всем, кого интересует отечественная история и культура, предназначено это красочно иллюстрированное издание. Оно рассказывает о художественной традиции русской народной вышивки на примере смоленских «украс» – так в старину называли орнаменты на одежде и бытовых предметах: рубахах, платках, полотенцах и т.д. Причем эти узоры были не только украшениями, но и оберегами. Впервые, как отмечено в аннотации, публикуются изображения вышивок из фондов Государственного исторического музея и Смоленского государственного музея-заповедника, упоминаемых в работе этнографа и археолога Екатерины Клетновой (1869–1938) «Символика народных украс Смоленского края» (1924).