0
2098
Газета Идеи и люди Интернет-версия

28.06.2006 00:00:00

Хабы для России

Тэги: авиация, аэропорты


Театр начинается с вешалки. Город – с аэропорта. К сожалению, почти на всех наших провинциальных аэропортах впору вешать плакат: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Впрочем, почти то же относится к международным московским аэропортам – один чудовищный паспортный контроль чего стоит! Сразу понимаешь: вернулся не куда-нибудь, а на Родину┘

Но необходимость кардинальных перемен в авиации связана, разумеется, не только (и не столько) с неприятными эстетическими впечатлениями от наших аэропортов.

Вопрос на самом деле стоит один: Россия «прирастать будет Сибирью» – или же разваливаться начнет с Сибири?

Это – не демагогия и даже почти не журналистские гиперболы.

Среди многих трудностей, стоящих перед Сибирью и Дальним Востоком, одна из главных – неразвитость транспортной структуры, то есть связей «с Россией». И здесь едва ли не самое узкое место – именно авиация.

Авиамаршруты в России, увы, мало изменились с советских времен. Они выстроены как эдакая «воздушная проекция вертикали власти» – почти все авиадороги ведут в Рим, то есть в Москву.

Это – общая проблема страны, огромной России, где ресурсы (финансовые, человеческие, политические) все больше сосредоточиваются в Москве. Москва с ее 14 миллионами жителей задыхается от переизбытка – денег, людей, машин, а Россия страдает от острой нехватки всего того же самого. В результате не укрепляется единство РФ (все повязаны на Москву), а совсем наоборот – регионы (каждый размером с добрую страну) расходятся друг с другом, страна держится на ниточках, связывающих эти «разбегающиеся галактики» с Центром. Если не дополнить это мощной системой горизонтальных связей между регионами, страна действительно будет все больше дезинтегрироваться – при формальном сохранении жесткой вертикали. Вертикали в пустоте┘

Сохраняя необходимую сегодня административную вертикаль, децентрализовать Россию экономически – создать несколько «нервно-финансовых» узлов, установить прямые связи между ними, без «пересадки в Москве» – прежде всего в фигуральном, но и в буквальном значении.

Принципиально важным здесь является создание системы хабов – крупных узловых аэропортов, с разветвленной системой пересадок. Согласно концепции Минтранса, в стране предполагается создать 8–10 хабов. Задача весьма амбициозная – в мире и вообще-то настоящих хабов совсем немного, а в России сегодня – всего лишь один, в «Шереметьево». У всякого хаба есть сильная базовая компания, которая и осуществляет основные перевозки аэропорта. В «Шереметьево» это «Аэрофлот». Есть и еще несколько крупных компаний, которым под силу стать основой соответствующих хабов.

В Красноярске это создающаяся сейчас компания AiRUnion, в Новосибирске – «Сибирь», в Петербурге – объединенная ГТК «Россия» и «Трансаэро», в Екатеринбурге – «Уральские авиалинии».

Система хабов себя оправдала. Например, в Дубае проект стоимостью 4,1 млрд. долл. не только окупился за несколько лет, но и приносит постоянную прибыль. Надо сказать и то, что сам этот аэропорт стал визитной карточкой Эмиратов, а всякий, кому посчастливилось там побывать, скажет, что, конечно, никто не полетит в Эмираты «ради аэропорта», но всякому приятно лишний раз в этом аэропорте побывать. Кстати, одна из очевидных точек роста для хабов – привлечь к пересадкам в наших хабах международных транзитных пассажиров, сегодня летающих из Азии в Европу и Северную Америку, минуя «черную дыру» российской территории. Например, AiRUnion рассчитывает привлечь в свой хаб не менее 7,5% этого рынка.

Конечно, строительство современных хабов – удовольствие не из дешевых. Речь у нас не идет о таких цифрах, как тот же самый аэропорт в Дубае, но, например, на этот год в бюджете заложено около 11 млрд. руб. на строительство аэродромов и взлетно-посадочных полос. Но, понятно, тянуть весь этот груз (при всей его стратегической важности для страны) государство не может и не должно – тем более что названной суммы явно недостаточно. Здесь необходимо государственно-частное партнерство, привлечение крупных частных средств. Причем вполне возможно, что частные компании возьмут в аренду не только аэровокзалы, но и весь комплекс аэропорта, включая взлетно-посадочные полосы.

Но это уже «технические детали», обсуждать которые я, разумеется, некомпетентен.

А вот в целом проблема децентрализации и демонополизации всей нашей системы авиаперевозок – это действительно политический вопрос. Сегодня в России поэт, кажется, уже не больше чем поэт. А вот авиаперевозки в стране с такими расстояниями, такими дорогами и таким климатом – это много больше, чем просто авиаперевозки. Это, без всякого преувеличения, – обручи, соединяющие российские пространства. И если систему этих обручей удастся трансформировать и укрепить, это имело бы и практическое экономическое, и геополитическое значение для нашей страны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Екатерина Трифонова

Для дебюрократизации российской Фемиды понадобится дополнительное финансирование

0
550
Макрон везет в Китай послание от ЕС

Макрон везет в Китай послание от ЕС

Владимир Скосырев

Пекин считает Париж своей точкой опоры в Европе

0
493
Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Надежда Мельникова

Еще не разобравшись с Венесуэлой, Трамп уже ссорится с ее соседкой

0
454
Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Анастасия Башкатова

Российской  экономике в течение семи лет потребуется более 12 миллионов тружеников

0
497

Другие новости