0
1064
Газета Интернет Интернет-версия

17.09.2004 00:00:00

Новая знаковая система

Тэги: интернет, мобилография


Как остроумно заметил один из корифеев русской сети, сейчас предел развития интернета и общества в целом определяется уже не пропускной способностью каналов, а пропускной способностью человека. Объемы передаваемых и поглощаемых данных все растут, и тщательно воспринимать их не хватает ни времени, ни сил. Кажется, что привычные способы человеческой коммуникации исчерпали свои возможности и для дальнейшего развития необходимо появление некой метакоммуникации, своего рода «пакетной передачи смысла». Именно поэтому многие исследователи отмечают, что modus operandi современного человека начинает все больше строиться не на чистом рассудке, а на ощущениях. Производные от ощущений – образ, символ, метафора – емки и многозначны, поэтому в период информационной перенасыщенности и дефицита внимания они обретают все большую роль в коммуникации, требуя от реципиента минимума внимания при получении им максимума необходимой информации. Ощущения отталкиваются от общечеловеческих понятий и ценностей и поэтому способны преодолеть многочисленные барьеры, которые с каждым годом усложняют общение людей. Западная цивилизация в своем развитии стремится к полной индивидуализации каждого члена общества, делая его все более самостоятельным, но одновременно и все более одиноким. Традиционные способы коммуникации уже не могут преодолеть центробежную силу социальной эволюции. Именно здесь человеку может помочь мобилография.

Мобилография стала естественным, хотя и неожиданным следствием развития современных технологий. Она могла возникнуть только в современном мире с его стремлением к мультифункциональности, которое породило простое и удобное устройство – мобильный телефон со встроенной фотокамерой. Первый подобный «камерафон» появился совсем недавно, в 2000 году, и оказалось, что его потенциал даже выше, чем предполагали создатели.

Сам термин «мобилография» придумал весной 2004 года московский фотохудожник Дмитрий Резван, и тогда же он создал организацию, названную им Всемирным обществом мобилографов. По мнению Дмитрия, мобилография – это гораздо больше, чем просто какое-то течение в искусстве, хотя оно часто позиционируется как «импрессионизм XXI века» и рассматривается большинством исключительно в контексте предыдущих техник арт-фотографии – камера обскура, дагерротип, нидл-пин камера, ломография и теперь мобилография. Между тем цель общества мобилографов – это пропаганда мобилографии как новой коммуникационной и творческой среды, в которой будут рождаться новые виды искусства и новые технологии. В первую очередь это подразумевает плотную интеграцию с самой высокотехнологичной отраслью инфосферы – всемирной сетью.

Технически мобилография – это совокупность возможности мгновенного получения изображения и возможности ее оперативной доставки аудитории. Совмещенная с интернетом, мобилография создает качественно новый уровень коммуникации. Автор фотографии может мгновенно отправить ее в интернет, и она сразу же начинает принимать активное участие в информационных процессах и в художественной жизни. Поскольку мобилография апеллирует непосредственно к воображению и передает образ, она позволяет обойти языковой барьер и активно вести невербальную коммуникацию. Кроме того, мобилография существенно расширяет возможности коллективного творчества, в полной мере соответствуя природе Мировой сети как «коллективного разума» и открывая новые направления развития одного из базовых принципов интернета – полной интерактивности.

В первую очередь сеть нужна мобилографам как связующее звено. «Мобилография – попытка создания нового международного языка, – отмечает Дмитрий. – Интернет – это коммуникационный центр, объединяющая площадка, куда стекаются люди со всего мира и говорят на этом языке». Мобилограф – это не профессия, которой нужно обучаться, это скорее позиция по отношению к миру, в котором ты хочешь реализовать себя и свои цели. Главное качество мобилографа – энтузиазм, а техническое оснащение почти не играет роли. Мобилография переносит акцент с инструмента на содержание, являясь, по сути, новейшим образцом тактических медиа в той же степени, в которой она является искусством.

Можно сказать, что мобилография стала отражением менталитета и потребностей современного человека. Она родилась как побочный эффект максимально практичного изобретения, которое должно было простыми средствами позволить человеку достичь простых целей. Дмитрий описывает это так: «Когда тебе просто надо сказать, что на вечеринке был Вася, ты снимаешь Васю и отправляешь это изображение Пете. Суть сюжета только в наличии Васи в клубе. И происходит на первый взгляд парадоксальная вещь – снимок становится произведением искусства».

Создавая свою особую коммуникационную среду внутри мировой сети, мобилография позволяет общаться простейшими визуальными сообщениями, которые в то же время могут заменить собой большие объемы текста и при этом донести больше, чем текст. Она дает возможность говорить простым языком сложные вещи, и в этом плане потенциал мобилографии для коммуникации пока даже не осознаваем до конца. Первичная схема проста и именно поэтому эффективна: «Ты снял, отправил на сайт, люди посмотрели, оставили отклик – и все». Единственное, что может стоять на этом коротком пути – необходимость найти удобный механизм для мгновенной ретрансляции своих посланий через сеть.

Когда Дмитрий узнал, что такой механизм уже существует, он очень удивился. Сам он разрабатывал специальную программу-клиент, которая позволила бы любому скачавшему ее на свой мобильный телефон нажатием пары клавиш отсылать снимок на определенную веб-страницу. Параллельно с этим подобная услуга уже была разработана и открыта к массовому использованию на портале Rambler, в рамках нового проекта «Rambler 8181». Теперь пользователи рамблеровской «Почты» могут отправлять фотографии с мобильных по электронной почте на адрес foto@rambler.ru – после чего фотография автоматически публикуется в личном фотоальбоме на «Rambler-Фото». Если у пользователя нет своего фотоальбома, он создается автоматически. При этом, в отличие от MMS, сервис бесплатный – пользователь платит только за передачу данных, что стоит примерно в 20 раз дешевле, чем отправить одно MMS-сообщение. «Появление такого сервиса крайне важно для развития мобилографии, – говорит Дмитрий. – Не говоря уже о том, что это просто очень удобно».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
479
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
591
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
185
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
651

Другие новости