0
1260

15.03.2001 00:00:00

Директор "Эгмонта" хочет вкладывать деньги в детских писателей

Тэги: эгмонт, елинын, детская, литература


- Есть ли вообще какая-то особая специфика в работе детского книжного издательства?

- Пища, в том числе духовная, должна быть качественной для любого возраста. "Вторая свежесть" в российском книгоиздании пока еще в избытке - но это не про нас┘ Если же говорить о специфике "Эгмонта" - то это высокая технологичность, отлаженные модели. Мы выпускаем 11 журналов в месяц общим тиражом 800 000 экземпляров и без жестко организованной системы не добились бы бесперебойной работы. То же относится к книгам. Самые творческие люди в "Эгмонте" умеют тем не менее просчитывать проекты или знают, как в течение считанных часов получить мнение производства, распространения, финансового отдела о своей идее, не выходя из кабинета.

- То есть зачем вдохновение, если есть технологии?

- Я тоже так когда-то думал. Когда я начинал работу в издательстве, у меня был шеф, который пришел в этот бизнес из торговли сельдью, другой - из компьютерного бизнеса. Они меня уверяли: стать издателем очень просто. Нужно всего лишь иметь 1000 долларов, съездить во Франкфурт, купить права - и вперед (на самом деле, в начале 90-х в России так можно было поступать)! Дело, говорили они, не в книгоиздании как таковом, а в работе с "продуктом", то есть грамотном маркетинге, поиске "идеального продукта", затребованного покупателем. И нет разницы между селедкой, компьютерами и книгами. Правила общие┘ Я много этим правилам учился по всему свету, посещал лучшие курсы, и действительно иногда получалось вычислять идеальный продукт. Тут важно было не пожалеть денег на исследования, чтобы попасть в точку. Соответствие качества (каким оно представляется покупателю) цене и прочее и прочее. Получался порой странный уродец, но этот уродец продавался миллионными экземплярами. Например, мини-раскраски┘

- Последний пример в наших "издаттехнологий" - серия книг "Как стать миллионером" по телевизионной игре. Большинство вопросов придумывает, насколько я знаю, ваш редактор, и тираж каждого выпуска уже приближается к 200 000┘

- Первые годы мы учились правильно вводить в рынок лицензионные издания - "Дисней", "Маттел" и так далее. Но года 3-4 назад мне этого стало мало, и весь опыт, который мы накопили, мы бросили на разработку собственных проектов - чем сейчас и занимаемся. И вот тут стало ясно, что правильный маркетинг - ничто без хорошего вкуса, без редакторского таланта, без творческих застолий, наконец┘

- "Эгмонт Россия" - компания все-таки иностранная. Насколько это влияет на вашу деятельность, структуру?

- Издательство изначально принадлежит датскому концерну, точнее фонду, который распределяет прибыль на благотворительные нужды. Со временем нам поверили и дали творческую свободу. Безусловно, есть подробнейшая финансовая отчетность, есть бюджеты, предусматривающие обязательную прибыльность, и многолетние планы развития тоже есть, но главное для большого "Эгмонта" - наше положение на рынке. Сегодня мы быстро приближаемся к лидерам книжного бизнеса и безусловно доминируем на рынке детских журналов (нам принадлежит около 70% рынка, если не считать малотиражные региональные издания, и около 50%, если даже включить все те журналы, что издаются в школах или библиотеках малыми тиражами). Московскому "Эгмонту" удалось собрать все лучшие лицензионные права ведущих мировых компаний: "Дисней", "Уорнер", "Маттел" (Барби), Би-би-си (журнал "Телепузики"), скоро выйдет "Покемон". Все это хорошо продается и дает возможность заниматься собственными проектами, создавать отечественные издания, как, например, журнал о животных "Тошка", который уже продается тиражом около 60 000 экземпляров. Отлично стартовал новый подростковый журнал "Вовочка" (веселый журнал анекдотов, небольших смешных рассказов, с обилием авторских рисунков и, главное, с качественными авторами - Битовым, Иртеньевым, Вишневским, Яковлевым, Минаевым и многими другими молодыми и не очень молодыми детскими писателями)...

Структуру издательства мы отработали сами. "Эгмонт" состоит из трех частей - книжная, журнальная и клубная (два книжных клуба, ежемесячно обслуживающих около ста тысяч детей). У них единое производство, бухгалтерия, склад. Всего в месяц выпускаем 1,5-1,6 миллиона экземпляров журналов, книг, раскрасок. После кризиса 1998 года издательство растет стабильно на 70% в год. Мы пригласили новых людей с новыми идеями. Из трехсот выходящих в этом году книг (я не считаю книги-головоломки, раскраски, книги с наклейками и прочие) более половины полностью разработаны нами.

v- Например?

- Мы долго думали, собирались и решили издать комплект книг для дошкольников под названием "Готовлюсь к школе". Разработана эта серия специалистами центра начальной школы Российской академии образования и кафедры эстетического воспитания детей Московского государственного педагогического университета и состоит из 12 книжек, которые полностью покрывают потребности и родителя, и ребенка в учебных материалах для подготовки к поступлению в школу - начиная с "Азбуки", учебных пособий "Учимся рисовать", "Учимся читать" и так далее (есть даже "Учимся отдыхать"!).

Две серии уже пользуются огромной популярностью среди читателей: это "Атлас родной природы" - такие 64-страничные книги, где описаны различные животные и растения, которых можно встретить во время прогулки в поле, в лесу, на берегу водоема и так далее. Тут особое внимание стоит обратить на иллюстрации, для которых художники зачастую выезжают на натуру. Уже вышло шесть книг, еще четыре находятся в типографии, а всего в серии планируется выпустить более 20 наименований.

Вторая серия - "Библиотека профессора Флинта", это книги о природе, о животных для самых маленьких читателей с великолепным текстом, прекрасными иллюстрациями. Написаны эти замечательные книжки интеллигентнейшим профессором биологии Владимиром Евгеньевичем Флинтом. У нас вообще прекрасные отношения со многими нашими ведущими учеными, например специальную рубрику в журнале о животных "Тошка" ведет Николай Николаевич Дроздов, серия "Атлас родной природы" разработана Владиславом Ивановичем Сивоглазовым.

Еще одна наша собственная разработка - "Энциклопедия ХХI века" для школьников 10-15 лет. Описывается в этой серии все, что сейчас на слуху: уже вышли книги "Интернет. Шаг за шагом", "Предсказания и предсказатели". Еще две - в типографии: "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Твои домашние питомцы". Пятая книжка будет посвящена единоборствам. Кроме того, уже написаны книги "Динозавры и таинственные существа", "Кино и телевидение", "История религий", "Энциклопедия будущего", где будут описаны разные новые технологии. Пишут эти книги молодые авторы из телекомпании "Класс" (есть такая на ТВЦ).

- Но это, скажем так, познавательные книги. А собственно литература?

- Детская литература - это то, к чему мы сейчас вплотную подступили. И тут же столкнулись с определенными проблемами. Например, мы испытываем недостаток в российских авторах.

- А разве их нет?

- Нет! Идут бесконечные перепечатки советских классиков - Михалкова, Барто и других. Это проблема всех детских издательств - кто-то покупает права на год, на два, потом конкурент перебивает ценой - и эти авторы становятся неким "переходящим знаменем". Вся разница - кто какой формат придумает или обложку более "продаваемую" изобретет┘

v- Но я смотрю, что издатели не особенно-то вкладывают деньги в новых детских авторов.

- Ни в новых, ни в старых, кроме "обоймы", гарантирующей возврат денег. А если и были одно-два исключения, то автор быстро "бронзовел", попадал в ту самую "обойму", а дальше все шло по старым правилам┘

"Эгмонт" готов хоть с завтрашнего дня вкладывать деньги в новых писателей! Чтобы заполнить в своем издательском портфеле нишу отечественной детской литературы, казалось, надо срочно ввязываться в драку за авторов-классиков. Но я решил этого не делать. Менеджеры "Эгмонта" будут помогать новым именам. Мы это уже начали делать в журнале "Тошка" (правда, это журнал для дошкольников, что ограничивает круг), в журнале "Вовочка", где собрались прекрасные авторы.

Кроме того, сейчас меня интересует судьба издательства "Детская литература", генеральный директор которого Олег Вишняков работал до недавнего времени в "Эгмонте". "Детская литература" - идеальное место, где можно собрать новые таланты, на базе этого знаменитого когда-то издательства надо издавать по-настоящему лучших детских писателей.

- Да, мы с ним встречались, делали интервью. И естественно, после его назначения злые языки говорили, что "Эгмонт", мол, прибрал к рукам "Детскую литературу", а теперь еще и "Малыш"...

- "Эгмонт" как западная корпорация абсолютно никакого отношения к "Детской литературе" не имеет. А я официально работаю там консультантом. В личном качестве. Для меня "Детская литература" - возможность реализовать свои представления о том, каким должно стать российское детское книгоиздание. Как можно использовать западные технологии на пользу нашим читателям и нашим авторам. Ведь очевидно, что марка "Детской литературы" дает больше возможностей на рынке российских авторов, российских прав. Пока, конечно, у "Детской литературы" не хватает средств, чтобы вновь всерьез заявить о себе, но перемены уже начались, книг выходит в два раза больше, чем раньше. Для нас это главный проект, может быть, он станет главным в нашей жизни┘

- Для кого - для "нас"?

- Мы - это команда менеджеров "Эгмонта". С нами поделилось своими планами Министерство по делам печати, которое решило возродить "Детскую литературу". Я никогда прежде с государством не работал, ни в какие ассоциации не входил, держался сам по себе... А тут сходил в министерство - и неожиданно услышал вещи, которые мне близки. Я много лет учился тому, как развивать брэнды, как правильно позиционировать продукты. Не хочется пафоса - но эти знания стоит применить для своей страны┘ Во всяком случае, сейчас детских писателей мы будем поддерживать и в "Эгмонте", и в "Детской литературе".

- Все-таки вернемся к "Эгмонту". Какие еще интересные проекты сейчас идут?

- Из лицензионных назову "Мою первую энциклопедию". Это перевод с французского (издательство Larousse) - книги для детей 5-6 лет, с большим шрифтом, три четверти полосы занимают иллюстрации. Четыре книги сейчас на верстке. Что интересно, кроме необходимой редактуры мы решили пойти дальше и расширить эту энциклопедию за счет собственных разработок. Потому что, например, в книжке "История" про Россию сказано, прямо скажем, маловато, в "Народностях" - почти ничего о русских. То есть по меньшей мере три книги мы намерены "добавить" к этой серии сами.

Из интересных наших разработок назову серию "Английский без проблем" известного автора Татьяны Борисовны Клементьевой. Это единственное, пожалуй, наше вторжение в рынок учебников. Но это учебник не для школы - а для тех, кто хочет самостоятельно овладеть английским языком. Причем тут аудитория очень интересная: как пишут на настольных играх - "от 9 до 99". Кстати, сами книги построены как игровые иллюстрированные издания - с использованием кроссвордов, разнообразных игр. Есть уже "Словарь", "Грамматика", "Лексика", готовится книга по фонетике (в комплекте с ней будут изданы аудиокассеты).

- А какие у вас проблемы?

Вообще, чем проблемнее и чем менее рентабелен издательский бизнес, тем в конечном счете хуже читателям. Сегодняшняя ситуация, когда бумага стоит порой дороже, чем на Западе, а полиграфические услуги на самом-то деле должны дорожать (иначе на какие деньги модернизировать оборудование?), да при этом население все никак не разбогатеет, - загоняет российского издателя в тупик. Чем меньше прибыль, тем меньше у издателя права на ошибку, на неудачный или просто медленно реализуемый проект. Тем меньше он готов рисковать и, называя вещи своими именами, работать цивилизованно. Вот и бьемся за два-три имени и боимся вкладывать деньги в новичков (я говорю о больших коммерческих издательствах). В режиме бедности работать значительно скучнее┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
3058
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
2605
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
2008
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
1845

Другие новости