0
1739

30.08.2001 00:00:00

Марат Шишигин: "Я ухожу, чтобы уйти"

Тэги: Шишигин, аски, отставка


- МАРАТ ВАСИЛЬЕВИЧ, с чем связана ваша отставка?

- Это добровольное волеизъявление собственных эмоций, чувств и размышлений. Давления на меня никто не оказывал. С другой стороны, для своего возраста я полон сил, энергии, идей - могу работать, так что и это не причина. Можно еще сказать: вот, недавно создали Российский книжный союз - и Шишигин сразу дрогнул. Да, РКС - это собрание опытнейших, самых крупных, самых богатых издателей, которые являются асами в своем деле. Но это еще не значит, что они являются асами в общественных делах, в умении ходить по эшелонам власти. Не хочу сказать, что я корифей общения и хождения по кабинетам, но кое-какие преимущества у меня есть. Создание РКС таит в себе и некоторую опасность - превратиться в буферную организацию между МПТР и АСКИ. На мой взгляд, этого допустить нельзя.

- Не секрет, что у вас плохие отношения с замминистра печати Владимиром Григорьевым...

- По-моему, это мало интересует публику. Ну, не сошлись люди - и не сошлись. Но от этого страдает дело. При всех поворотных пунктах, когда комитет (или министерство) по печати висел на волоске, я говорил: комитет должен быть! Но он должен быть компактный, составленный из высокопрофессиональных людей, а не такая махина, как сейчас, которая, с моей точки зрения, совершенно себя не оправдывает. Если говорить о законах, то министерство не обладает законодательной инициативой, значит, все равно надо идти в Думу, там искать опору и поддержку, продвигать законопроекты через комитет по информационной политике. И работать надо вместе: я всегда выступаю за партнерство с министерством. Партнерство - это, например, независимая экспертиза готовящихся в министерстве документов, участие во всех комиссиях и общественных структурах при министерстве, это совместные семинары, мероприятия для издателей - но ничего же этого нет! Со стороны министерства партнерство отсутствует. Тем не менее, когда господин Григорьев в свое время предложил омолодить состав правления АСКИ, я это сделал. И это привело к расколу.

- В каком смысле?

- А что такое РКС? Просто часть правления АСКИ решает создать свой союз. Но так ведь не бывает - надо либо в одном союзе быть, либо в другом!

- Так какая же причина ухода?

- Ну, пока съезд еще не решил вопрос с уходом. Приходят письма, заявления, обращения - чтобы я остался.

- А вы видите какую-то кандидатуру - в качестве, так сказать, преемника?

- Пока нет, хотя некоторые силуэты вырисовываются. Проблема президента сложная. Толковый человек, которых у нас в отрасли достаточно много, особенно среди крупных издателей, - не бросит свое дело. Совмещать директорство в издательстве и президентство по уставу нельзя, да это и невозможно. А просто взять человека со стороны - тоже не решение. Хорошим вариантом было бы пригласить авторитетного в обществе писателя - но еще неизвестно, согласится ли он.

- В каком состоянии вы оставляете дела? Что следовало бы немедленно делать вашему преемнику?

- Начать нужно с укрепления исполнительного аппарата - прежде всего по линии создания мощной юридической службы. Ее нет у нас не потому, что мы темные люди - а потому, что нет денег. Из этого следует, что президенту придется искать деньги. На пару единиц я бы увеличил аппарат - нас ведь сейчас 10 человек, включая уборщицу, дворника и водителя. Сравните это с министерским аппаратом в 500 человек - это же Слон и Моська!

Что касается принципиальных вопросов, которые надо ставить перед государством, то здесь первое и неотложное - добиться сохранения льгот по НДС. В противном случае это сильно ударит по ценам - как по периодике, так и по книгам, а шире - по духовности и информированности всего общества. Большинство стран Европы - ну, самые изощренные рыночники и умельцы считать пфенниги - почему-то не имеют такого НДС, как у нас! Европейский парламент принял целую Резолюцию о пропаганде книги и чтения в Европе (а3-0159/92), где, в частности, сказано (27 пункт): Европейский парламент "...требует, чтобы книги, газеты и журналы были освобождены от НДС, причем это освобождение должно вступить в силу немедленно (...)". Еще раньше страны ЕЭС приняли решение, чтобы НДС на печатную продукцию был не больше 5%.

- Что будет, если НДС на печатную продукцию все же составит 20%?

- Цену повысит сначала издатель - процентов на 25, потом книготорговец - и в результате продажная цена увеличится на 40-70% и больше - в зависимости от региона. В центре - поменьше, в Сибири - побольше. С 1 января не будет ведь и никаких льгот по транспортным услугам: пока книжка катится по железной дороге, она превратится в слиток золота. Еще проблема: уже сейчас подписные каталоги составляются с учетом отмены льгот. Представьте себе, как новые цены оттолкнут читателей периодики!

Вообще, когда с 1 января закончит свое существование закон о господдержке СМИ и книгоиздания, возникнет удивительное множество проблем. Этот закон "держал" всю амплитуду льгот - и НДС, и аренду, и плату за телефон, и почтовую оплату, и транспортные услуги (от этого зависела судьба "Книги-почтой"). Вопросы аренды, которые очень существенны, перейдут в края и области, в компетенцию местных властей. Исчезнут льготы за телефонную связь, что особенно касается газет, которые могут попасть в своеобразную изоляцию... Выход может быть таким: готовить в ряде регионов, где есть сильные издатели, законы о поддержке на уровне областей.

- Почему нельзя принять новый закон о господдержке книгоиздания и СМИ?

- Никто на это не идет. Положение в стране трудное. Подножку в этом смысле нам ставит и политика президента. Налог с прибыли снижен с 35 до 25%. Кроме того, раньше 11% от прибылей мы платили в федеральный бюджет. Сейчас все - включая издательства - платят только 7,5%. Эти послабления отбирают у нас довольно веские аргументы.

- Но ведь издательское дело и печатные СМИ не приносят сверхприбылей (если вообще приносят). Не сравнить же с нефтяным бизнесом!

- А я вообще никогда не соглашусь с идеей единого налога для всех отраслей и всех территорий. Это подход не философский. И не экономический. Нельзя сравнить Москву с Сочи, а Сочи с Крайним Севером, с Норильском, где ребята под землей полжизни проводят. Кроме того, вы правильно сказали: ну не нонсенс ли, когда детское издательство платит такой же налог с прибыли, как и алюминиевый комбинат! И вообще я надеюсь, Россия придет когда-нибудь к тому, что у нас не будет федерального 500-страничного Налогового кодекса. Ни один бухгалтер средней руки его до конца не прочитает! Конечно, там много разумного! Но на федеральном уровне, я считаю, должен быть закон об основах налоговой политики - где прописывается все то, что касается федерального бюджета. Все остальное - на местном уровне. Вообще вопросов здесь все еще очень много...

- Возвращаясь к вашей личной судьбе, чем вы собираетесь заняться?

- Сейчас у меня работы выше головы - я готовлю съезд. А потом видно будет. Меня, например, пригласили на работу в РАО - организацию, которую я когда-то создавал вместе с Борисом Панкиным (тогда это был ВААП). Скажу вам, что я пока не отказываюсь - там интересная работа, которая соответствует моему уровню. И я не буду так загружен и замотан. А композиторы, художники и писатели - народ благодарный. Они мне погибнуть не дадут!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
1288
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
1333
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
1098
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
929

Другие новости