0
3490
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

01.06.2022 18:44:00

Конфликт в Украине замаскирует старые продовольственные проблемы

Разгон цен на сырьевые товары начался задолго до спецоперации

Оксана Лукичева

Об авторе: Оксана Ивановна Лукичева – экономист, аналитик по товарным рынкам.

Тэги: сырьевые товары, цены, зерно, продовольственный кризис, санкционные ограничения, военная спецоперация, украина

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

сырьевые товары, цены, зерно, продовольственный кризис, санкционные ограничения, военная спецоперация, украина Фото Reuters

В последнее время все чаще звучат тревожные новости о том, что мир погружается в продовольственный кризис. В Ливане, Шри-Ланке, Иране, Судане и Перу уже начались политические волнения, в основе которых лежит рост цен. Риски распространения политических беспорядков в разных странах растут по мере увеличения мировых цен на продовольствие. Они могут охватить множество государств, даже вполне благополучные США и государства Европы. Устоялось мнение, что перспектива голода в некоторых странах стала реальной в связи с началом спецоперации РФ в Украине.

Изначальной же причиной разыгравшегося продовольственного кризиса можно назвать рост цен на сырьевые активы, наблюдаемый с весны-лета 2020 года. В ответ на пандемию крупнейшие центральные банки, в первую очередь Федеральная резервная система США, осуществили огромные вливания необеспеченных валют в мировую финансовую систему. Производилось это под соусом борьбы с дефляцией, наблюдавшейся с 2009 по 2016 год и падением экономики во время локдаунов. Целью центральных банков было повышение уровня инфляции в развитых экономиках до целевого показателя в 2%.

Однако в марте 2021 года инфляция в США превысила 2,5%, как говорили представители Федрезерва, временно, а в марте 2022 года превысила уже 8,5%. Спрос со стороны населения, получавшего на руки субсидии, вырос, а предложение товаров, в том числе сырья, продолжало снижаться. По всему миру высокими темпами росли цены на топливо и продовольствие. С 2019 по 2022 год среднегодовая стоимость пшеницы выросла на 93%, кукурузы – на 79%, соевых бобов – на 78%, сахара – на 53%, кофе – на 130%, нефти марки WTI – на 69%.

За это время много обсуждали нарушенные цепочки поставок, недоработки производителей сырья, ожидания по поводу восстановления мировой экономики и снижения потребления. Но инфляционный джинн уже был выпущен на свободу, а центральные банки развитых государств наконец достигли многолетней цели по увеличению инфляции. Так растущая инфляция, перешедшая в продовольственную, стала результатом усилий крупнейших финансовых регуляторов.

Между тем политическая обстановка в мире продолжала накаляться. Необходимо было найти виновного в неминуемом кризисе и отвести взгляд пострадавшего населения в другую сторону. И о, чудо! Россия начала специальную военную операцию в Украине. Это, в свою очередь, привело к блокировке путей экспорта зерна и подсолнечного масла через черноморские порты. Теперь в стране наблюдается полномасштабный логистический коллапс: вагоны с зерном скапливаются на границе с Польшей, не успевая «переобуваться» на европейскую колею. До 19 мая успели вывезти 46,5 млн т зерновых, а произвели в 2021 году рекордное количество – 85,8 млн т. Экспортный потенциал страны в сезоне 2021/22 оценивался в 65,5 млн т, что говорит о том, что около 19 млн т зерновых потенциально могло быть вывезено из страны до конца июня 2022 года. В реальности с конца февраля до середины мая вывезено около 4 млн т.

Накопленные запасы зерновых оцениваются в 13 млн т, а склады заполнены зерном, которое необходимо вывезти перед приемом нового урожая с июля 2022 года. Впрочем, оценки урожая для сезона 2022/23 весьма скромные. Продолжающийся на территории Украины конфликт, по разным оценкам, может снизить посевные площади на 7–35%, а урожай – на 35–45%. Особенно сильно в текущем году может пострадать производство кукурузы и подсолнечника.

Примененные к России финансовые и логистические санкции также затруднили экспортные поставки из страны. В апреле отгрузки зерновых составили около 2,2 млн т, в мае-июне понизятся до 1,0–1,3 млн т. Кроме того, Минсельхоз РФ с 15 марта по 30 июня запретил экспорт зерновых, помимо объема 11 млн т, определенного квотой. В результате несколько мартовских тендеров, проводимых импортерами, отменились из-за отсутствия приемлемых предложений со стороны российских и украинских поставщиков сырья.

В апреле некоторые страны Северной Африки и Ближнего Востока все же закупили зерновые на тендерах, несмотря на высокие цены. Турция продолжила покупать российскую пшеницу, принимая заявки на тендеры в рублях. Однако в связи с возникшей турбулентностью многие покупатели российских зерновых взяли паузу.

Отметим, что до сих пор реального дефицита продовольственных товаров на мировом рынке не наблюдалось. Урожай зерновых и масличных в сезоне 2021/22 показал восстановление после небольшого провала в сезоне 2020/21, произошедшего в результате локдаунов в пандемию. Запасов продовольствия в мире пока достаточно для удовлетворения 25–35% общемирового объема потребления. Однако в сезоне 2022/23 ожидается снижение урожая по некоторым видам продовольствия, в первую очередь кукурузе, пшенице, подсолнечнику, из-за неблагоприятных погодных условий в Северной и Южной Америке и сокращения посевов в Украине.

В то же время может сильно сократиться урожайность сельскохозяйственных культур по всему миру из-за недостаточного внесения удобрений. Высокие цены на них и дефицит поставок отмечают многие сельхозпроизводители. В некоторых странах звучит призыв к правительствам о необходимости субсидирования закупок удобрений для фермеров. Снижение внесения удобрений приведет к падению урожайности множества культур. А это, в свою очередь, продолжит сокращать накопленные запасы продовольствия и будет способствовать росту цен.

При затягивании текущей ситуации развитие продовольственного кризиса наиболее вероятно в конце зимы – весной 2023 года, когда будет на исходе невысокий урожай сезона 2022/23. Поставки продовольствия в мире могут оставаться ограниченными в течение как минимум двух следующих лет. Спрос, вероятно, будет превышать предложение вплоть до 2024 года.

В то же время, согласно прогнозу Всемирного банка, мировые цены на продукты питания в 2022 году повысятся на 22,9%, но в 2023 году снизятся на 10,4%. Это означает, что банк ожидает довольно скорой нормализации ситуации. Возможно, ужесточение денежно-кредитной политики крупнейших центральных банков и скорое завершение украинского конфликта позитивно повлияют на рынки, предотвратив погружение мира в продовольственный кризис. 


Читайте также


Константин Ремчуков. Главный итог встречи на Аляске – превосходная химия между Дональдом Трампом и Владимиром Путиным

Константин Ремчуков. Главный итог встречи на Аляске – превосходная химия между Дональдом Трампом и Владимиром Путиным

Константин Ремчуков

Американский и российский президенты переиграли противников мира на Украине, не попав в ловушку расхожих ожиданий

0
1707
Отдых на море стал неподъемным для многих итальянцев

Отдых на море стал неподъемным для многих итальянцев

Александр Тараканов

За пять лет цены на пляжные услуги на Апеннинах выросли на треть

0
1273
СБУ будет готовить диверсии против России и после переговоров на Аляске

СБУ будет готовить диверсии против России и после переговоров на Аляске

Владимир Мухин

Соединенные Штаты и НАТО намерены инвестировать в оборонную промышленность Украины

0
3240
Вместо красной икры приходится есть селедку

Вместо красной икры приходится есть селедку

Анастасия Башкатова

В стране сокращаются отгрузки отечественной рыбной продукции для внутреннего потребителя

0
2633

Другие новости