0
178
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

05.08.2025 19:47:00

Будут ли блогеры править миром

Онлайн-знаменитости все чаще оказываются политическими фигурами, чье мнение важно миллионам

Сергей Правосудов

Об авторе: Сергей Александрович Правосудов – генеральный директор Института национальной энергетики.

Тэги: социальные сети, общемировой общественный строй, персоналиат, блогеры, искусственный интеллект


социальные сети, общемировой общественный строй, персоналиат, блогеры, искусственный интеллект Графика freepik.com

Стремительный рост популярности социальных сетей привел в тому, что многие известные социологи и политологи стали говорить о надвигающейся смене общемирового общественного строя. В частности, российский исследователь Дмитрий Давыдов считает, что в скором времени на смену капитализму придет персоналиат. При капитализме миром правят крупные владельцы капитала. Персоналиат подразумевает, что главным ресурсом будет внимание со стороны других людей, выраженное числом подписчиков в социальных сетях.

Уже сегодня блогеры с десятками, а то и с сотнями миллионов подписчиков могут легко зарабатывать огромные деньги на рекламе и пожертвованиях, а также оказывать большое влияние на политику и настроения в обществе. Кроме денег и политического влияния такой человек получает колоссальное удовлетворение от того, что ощущает себя интересной личностью. Именно стремление стать личностью во многом и толкает массу людей на занятие блогингом. Популярными блогерами становятся очень немногие, зато очень многие этого хотят и готовы бесплатно создавать разнообразный контент и размещать его в социальных сетях.

Капитал не собирается сдаваться без боя. Многие фирмы уже «выращивают блогеров» в промышленных масштабах. Они нанимают молодых людей, чтобы те регулярно создавали некий востребованный потребителями контент с целью потом интегрировать в этот контент рекламную информацию. Существуют «фабрики троллей», которым платят за написание нужных комментариев в соцсетях (нормы колеблются от 300 до 600 комментариев в день).

Платформы, где резвятся блогеры, принадлежат крупным корпорациям, которые могут легко заблокировать любой блог. Для платформ главная ценность – это информация о предпочтениях того или иного человека. Именно эту информацию они продают рекламодателям, чтобы их реклама била точно в цель.

Многие рекламодатели готовы платить не просто за размещение информации о себе, а оплачивать исключительно число переходов по ссылке и использование промокода. В этом случае неважно, сколько у блогера подписчиков: 5 млн или 5 тыс. Если промокодом воспользуются по 500 человек, то оплата у обоих блогеров будет одинаковой. Получается, что главный ресурс блогера не столько численность аудитории, сколько ее доверие (лояльность).

Популярные блогеры могут иметь какое-то основное занятие (актер, музыкант, ученый, предприниматель), но необходимо, чтобы на их страницах в соцсетях регулярно появлялись новые фото, видео и тексты, чтобы личность превратилась в бренд. Но есть и профессиональные блогеры, которые живут за счет своего «творчества». Между ними зачастую идет страшная конкурентная борьба за внимание публики. Если в традиционных средствах массовой информации есть редакторы, которые проверяют информацию журналистов на достоверность, то блогеры могут бесконтрольно нести любую дичь.

В последнее время многие СМИ стали привлекать блогеров к сотрудничеству. Особенно это касается телевидения. Основная аудитория крупных телевизионных каналов – это люди старше 40 лет. У большинства популярных блогеров более молодая аудитория. Привлекая блогеров к участию в своих программах, телеканалы рассчитывают привлечь внимание и их молодежной аудитории.

Быстрое совершенствование искусственного интеллекта сильно повлияло на блогеров. Компании стали создавать искусственные аккаунты в соцсетях – «ботов», которые имитируют активность за счет размещения контента и комментариев. Существует уже множество «бота-ферм», продвигающих нужную заказчикам информацию. С другой стороны, блогеры благодаря использованию искусственного интеллекта могут создавать больше контента и повышать качество своей продукции.

В 2002 году американский исследователь Ричард Флорида опубликовал книгу «Креативный класс». В ней он написал: «Если вы ученый или инженер, архитектор или дизайнер, писатель, художник или музыкант; если креативная деятельность является решающим фактором вашей работы – будь то в сфере бизнеса, образования, здравоохранения, права или в какой-либо другой, – вы также принадлежите к этому классу. Чтобы достичь подлинного согласия в обществе, представители креативного класса должны предложить другим классам реалистичные пути повышения уровня жизни, либо через участие в креативной экономике, либо в крайнем случае через доступ к некоторым ее благам. Если креативный класс не отнесется со всей серьезностью к этой миссии, социальный и экономический разрыв в обществе будет увеличиваться – и, боюсь, в итоге нам придется вести весьма неустойчивое существование над массой недовольных». Популярным блогерам стоит задумываться не только о собственных заработках, но и об общественно полезной деятельности.

В июле 2024 года российская Ассоциация блогеров и агентств предложила законодательно обязать блогеров отдавать 5% своего годового объема контента под социальную рекламу. По мнению ассоциации, такая мера поможет активнее продвигать благотворительные проекты и доносить до аудитории социально значимую информацию. Пока эта инициатива не стала законом. Хотя чем больше внимания блогеры будут уделять социально важным проектам, тем больше доверия к ним будет со стороны подписчиков. А это положительно отразится на доходах блогеров.

Современное общество испытывает огромную потребность в качественной общественно полезной работе: врачей, учителей, воспитателей, сиделок. Социальных работников должно быть больше, чтобы учитель мог работать в классе с 7–8 учащимися, а не с 30. То же самое касается и врачей. Необходимо идти к системе семейных докторов, чтобы врачи знали истории болезней своих подопечных и их родственников. Система с прикреплением к семьям медицинских работников показала свою высокую эффективность в таких разных странах, как Нидерланды и Куба.

Самое важное заключается в целях, к которым стремятся личности. Знаменитости всё чаще оказываются политическими фигурами, они всё активнее формируют политическую повестку дня. Мы наблюдаем ожесточенную борьбу за личность. Практики производства личности способствуют еще большему индивидуализму и борьбе всех против всех».

Если сравнить блогеров в России и США, то можно отметить, что американцы воспринимают своих звезд социальных сетей гораздо серьезнее, чем жители нашей страны. В США популярные блогеры – это действительно лидеры общественного мнения, к которым прислушиваются и на которых стараются быть похожими. В России это развито гораздо меньше. Не секрет, что нынешний американский президент предпочитает общаться со страной и миром при помощи социальных сетей. В большинстве других стран такого нет. Дональда Трампа (с большой долей условности) можно назвать блогером, который управляет крупной страной и оказывает существенное влияние на другие страны. 



Читайте также


Тюрьмы предлагают отдать под контроль нейросети

Тюрьмы предлагают отдать под контроль нейросети

Екатерина Трифонова

Наблюдать за правами человека искусственный разум сможет честнее общественников

0
2034
На ребенка давит океан эмоционально значимой информации

На ребенка давит океан эмоционально значимой информации

Наталья Савицкая

Люди стали доверять искусственному интеллекту не только когнитивные функции, но и право выбора

0
3518
Нейросети готовятся отнять работу у молодежи

Нейросети готовятся отнять работу у молодежи

Анастасия Башкатова

Белым воротничкам предстоит жестокая конкуренция на рынке труда

0
4251
Искусственный интеллект выходит на новый уровень

Искусственный интеллект выходит на новый уровень

Андрей Гусейнов

Сбер представил обновления GigaChat и Kandinsky на конференции GigaConf

0
3693

Другие новости