Графика freepik.com
Стремительный рост популярности социальных сетей привел в тому, что многие известные социологи и политологи стали говорить о надвигающейся смене общемирового общественного строя. В частности, российский исследователь Дмитрий Давыдов считает, что в скором времени на смену капитализму придет персоналиат. При капитализме миром правят крупные владельцы капитала. Персоналиат подразумевает, что главным ресурсом будет внимание со стороны других людей, выраженное числом подписчиков в социальных сетях.
Уже сегодня блогеры с десятками, а то и с сотнями миллионов подписчиков могут легко зарабатывать огромные деньги на рекламе и пожертвованиях, а также оказывать большое влияние на политику и настроения в обществе. Кроме денег и политического влияния такой человек получает колоссальное удовлетворение от того, что ощущает себя интересной личностью. Именно стремление стать личностью во многом и толкает массу людей на занятие блогингом. Популярными блогерами становятся очень немногие, зато очень многие этого хотят и готовы бесплатно создавать разнообразный контент и размещать его в социальных сетях.
Капитал не собирается сдаваться без боя. Многие фирмы уже «выращивают блогеров» в промышленных масштабах. Они нанимают молодых людей, чтобы те регулярно создавали некий востребованный потребителями контент с целью потом интегрировать в этот контент рекламную информацию. Существуют «фабрики троллей», которым платят за написание нужных комментариев в соцсетях (нормы колеблются от 300 до 600 комментариев в день).
Платформы, где резвятся блогеры, принадлежат крупным корпорациям, которые могут легко заблокировать любой блог. Для платформ главная ценность – это информация о предпочтениях того или иного человека. Именно эту информацию они продают рекламодателям, чтобы их реклама била точно в цель.
Многие рекламодатели готовы платить не просто за размещение информации о себе, а оплачивать исключительно число переходов по ссылке и использование промокода. В этом случае неважно, сколько у блогера подписчиков: 5 млн или 5 тыс. Если промокодом воспользуются по 500 человек, то оплата у обоих блогеров будет одинаковой. Получается, что главный ресурс блогера не столько численность аудитории, сколько ее доверие (лояльность).
Популярные блогеры могут иметь какое-то основное занятие (актер, музыкант, ученый, предприниматель), но необходимо, чтобы на их страницах в соцсетях регулярно появлялись новые фото, видео и тексты, чтобы личность превратилась в бренд. Но есть и профессиональные блогеры, которые живут за счет своего «творчества». Между ними зачастую идет страшная конкурентная борьба за внимание публики. Если в традиционных средствах массовой информации есть редакторы, которые проверяют информацию журналистов на достоверность, то блогеры могут бесконтрольно нести любую дичь.
В последнее время многие СМИ стали привлекать блогеров к сотрудничеству. Особенно это касается телевидения. Основная аудитория крупных телевизионных каналов – это люди старше 40 лет. У большинства популярных блогеров более молодая аудитория. Привлекая блогеров к участию в своих программах, телеканалы рассчитывают привлечь внимание и их молодежной аудитории.
Быстрое совершенствование искусственного интеллекта сильно повлияло на блогеров. Компании стали создавать искусственные аккаунты в соцсетях – «ботов», которые имитируют активность за счет размещения контента и комментариев. Существует уже множество «бота-ферм», продвигающих нужную заказчикам информацию. С другой стороны, блогеры благодаря использованию искусственного интеллекта могут создавать больше контента и повышать качество своей продукции.
В 2002 году американский исследователь Ричард Флорида опубликовал книгу «Креативный класс». В ней он написал: «Если вы ученый или инженер, архитектор или дизайнер, писатель, художник или музыкант; если креативная деятельность является решающим фактором вашей работы – будь то в сфере бизнеса, образования, здравоохранения, права или в какой-либо другой, – вы также принадлежите к этому классу. Чтобы достичь подлинного согласия в обществе, представители креативного класса должны предложить другим классам реалистичные пути повышения уровня жизни, либо через участие в креативной экономике, либо в крайнем случае через доступ к некоторым ее благам. Если креативный класс не отнесется со всей серьезностью к этой миссии, социальный и экономический разрыв в обществе будет увеличиваться – и, боюсь, в итоге нам придется вести весьма неустойчивое существование над массой недовольных». Популярным блогерам стоит задумываться не только о собственных заработках, но и об общественно полезной деятельности.
В июле 2024 года российская Ассоциация блогеров и агентств предложила законодательно обязать блогеров отдавать 5% своего годового объема контента под социальную рекламу. По мнению ассоциации, такая мера поможет активнее продвигать благотворительные проекты и доносить до аудитории социально значимую информацию. Пока эта инициатива не стала законом. Хотя чем больше внимания блогеры будут уделять социально важным проектам, тем больше доверия к ним будет со стороны подписчиков. А это положительно отразится на доходах блогеров.
Современное общество испытывает огромную потребность в качественной общественно полезной работе: врачей, учителей, воспитателей, сиделок. Социальных работников должно быть больше, чтобы учитель мог работать в классе с 7–8 учащимися, а не с 30. То же самое касается и врачей. Необходимо идти к системе семейных докторов, чтобы врачи знали истории болезней своих подопечных и их родственников. Система с прикреплением к семьям медицинских работников показала свою высокую эффективность в таких разных странах, как Нидерланды и Куба.
Самое важное заключается в целях, к которым стремятся личности. Знаменитости всё чаще оказываются политическими фигурами, они всё активнее формируют политическую повестку дня. Мы наблюдаем ожесточенную борьбу за личность. Практики производства личности способствуют еще большему индивидуализму и борьбе всех против всех».
Если сравнить блогеров в России и США, то можно отметить, что американцы воспринимают своих звезд социальных сетей гораздо серьезнее, чем жители нашей страны. В США популярные блогеры – это действительно лидеры общественного мнения, к которым прислушиваются и на которых стараются быть похожими. В России это развито гораздо меньше. Не секрет, что нынешний американский президент предпочитает общаться со страной и миром при помощи социальных сетей. В большинстве других стран такого нет. Дональда Трампа (с большой долей условности) можно назвать блогером, который управляет крупной страной и оказывает существенное влияние на другие страны.