Коллаж НГ-Online
Появление мессенджера «Зосима», разработанного специально для православных верующих российскими программистами, приводит в некоторое смущение. Ведь как же так? Столько сил тратится на распространение национального мессенджера MAX. Стремительное внедрение универсального отечественного продукта удачно совпало с ограничениями работы коммуникационных приложений иностранного происхождения, которые облюбовали мошенники. А тут, получается, вырастает новый конкурент?
Разработчики «Зосимы» указывают его преимущества. Он подходит для подростков, потому что программа фильтрует деструктивный и аморальный контент, даже «черный юмор», как пишут некоторые люди, скачавшие приложение. Создан «Зосима» изначально для участников программы по возрождению православных храмов в Ярославской области, понравился участникам сообщества – и пошел в массы. Поэтому такой контроль за содержанием. Однако и национальный мессенджер, как упоминалось при обсуждениях, вроде бы не допускает обмен вредными или опасными для государства, общества и личности материалами.
Надо сразу сказать, что у «Зосимы» нет главного качества, по поводу которого ломаются копья между регуляторами и пользователями гаджетов – у православного продукта отсутствует возможность голосовых потоковых сообщений. Судя по описанию от разработчика, мессенджер сначала решили выпустить в свет, а потом доработать, опираясь на отзывы потребителей. По результатам двух дней, в течение которых «Зосима» доступен в одном из самых распространенных магазинов приложений, его скачали уже более 5 тыс. человек (выше этой планки показатели не конкретизируются). И уже есть достаточно много отзывов.
Комментарии пользователей не очень лестные, как и общая оценка в магазине приложений. Есть, конечно, и злонамеренные отзывы заведомых недоброжелателей. Например, один пользователь пишет, что он атеист, скачал приложение из интереса – и убедился в своей точке зрения, сформированной априори. Есть и комментарии, доброжелательные по настрою, но критичные по содержанию: «Мир всем, братья и сестры! Приложение крайне сырое, но если его доведут до ума – оно станет лучше всяких…» – и далее следуют названия соцсетей, как зарубежных, так и отечественных.
Мы помним, как спустя некоторое время после начала кампании по повсеместному внедрению национального мессенджера даже некоторые представители политической элиты высказывались в пользу конкуренции на рынке коммуникаций. Звучала и критика по поводу блокировок звуковой связи в приложениях, созданных за рубежом и контролируемых из-за границы. Ведь чтобы отечественный продукт развивался, нужно технологическое соперничество. Отсутствие конкурентов приведет к застою.
Правда, после этого доступность голосовых звонков в иностранных мессенджерах не вернулась. Может быть, теперь появится конкуренция иного типа – между продуктами исключительно отечественной разработки. И «Зосима» – тут первый звоночек? Впрочем, как уже говорилось, пока с помощью приложения звонить-то как раз невозможно.
Предположим, что «Зосима» вскорости обретет голос, и опция звонков в новой программе паче чаяния появится. Однако если текстовые сообщения, а также публикации в группах можно фильтровать в соответствии с принципами благонравия, наложенными разработчиками самими над собой, то как отследить и пресечь злонамеренное использование голосовой коммуникации в живом эфире?
Как сказано в описании продукта, зарегистрироваться в «Зосиме» можно без использования телефона, достаточно указать электронную почту. Главная проблема утраты популярных, но неконтролируемых в смысле безопасности зарубежных мессенджеров состояла в том, что там содержались «рабочие сети», система многочисленных и разветвленных личных связей и контактов, собранных людьми в течение многих лет через обмен телефонными номерами. Эта база кочевала из соцсети в соцсеть, потому что «зарубежники» старались быть интегрированными между собой.
А сети типа «Зосимы» предлагают иной путь социализации: не вовлекать в ряды своих пользователей открытый до бесконечности человеческий ресурс, но, наоборот, искать свой круг в рамках ограниченной группы людей, которые выбирают именно тематическое приложение. Социум при этом «окукливается» в границах множества закрытых ячеек. Пока что такая схема не доказала своей эффективности. Еще в далеком 2013 году появилась социальная сеть для православных верующих «Елицы». Сейчас там менее 300 тыс. зарегистрированных пользователей. Для 140-миллионной России, где, как говорят, 80% населения исповедует православное христианство, это, наверное, маловато. А теперь еще будут пересекаться секторальные соцсеть и мессенджер, ведь функционал у них отчасти совпадает.
Да и дробление социума через сети с конфессиональным уклоном – неоднозначная общественная тенденция. Ведь уже существуют аналогичные продукты и для других религий. Эти программы созданы как в России, так и международными командами. Особый интерес здесь представляют сервисы для мусульман ввиду многочисленности последователей этой веры и той активности, которую правоверные проявляют в информационном пространстве. Скажем, минувшим летом было объявлено о запуске мусульманской соцсети, которую разработали в Чечне.
Все же гораздо популярнее другое приложение, созданное специально для мусульман и зарегистрированное в Турции. Оно доступно и в России. Тут, как говорится, из огня да в полымя. Если опасность исходит от зарубежных программ, предназначенных для неограниченного круга пользователей, то насколько безопаснее отдавать российскую аудиторию такой же зарубежной разработке, но уже нацеленной на конфессиональную принадлежность? Думаю, регуляторам и так непросто справиться с тематическим религиозными пабликами, уже в огромном количестве существующими в популярных приложениях с миллионами пользователей.
Так или иначе, высокие технологии – дело живое, развивающееся. Здесь всем хватит места для разного рода экспериментов.