Иллюстрация с сайта max.ru
Национальный мессенджер Max последние месяцы был самым обсуждаемым отечественным приложением. У разработчиков громадье планов. Недавно Max согласовал с ФСБ необходимые требования по обеспечению безопасности для доступа к инфраструктуре «Госуслуг». Их интеграция будет осуществлена через несколько недель. Это станет одной из главных особенностей мессенджера: через него можно будет получать уведомления и пользоваться рядом функций госсервиса. Кроме того, это суперприложение можно будет использовать для подтверждения возраста, заключения сделок, подписания документов усиленной цифровой подписью, перевода денег и других целей.
В недалеком будущем Max превратится в универсальную мегаплатформу, но на данный момент это просто один из мессенджеров. По отзывам в магазинах приложений – пока, в лучшем случае, ничего примечательного. Запущенный в марте, он остается довольно сырым.
А вот по данным социологов, потенциал у приложения значительный. Как сообщает ВЦИОМ, создание нацмессенджера поддержали 64% россиян, хотя, кажется, пока это больше пропагандистское заявление, чем оценка продукта: сопоставимой миграции не наблюдается (по данным разработчиков, в июле у Max было 2 млн пользователей). Среди плюсов респонденты называют независимость от иностранных сервисов и повышение безопасности данных. 53% опрошенных отметили, что им нравится идея, когда в одном месте можно не только общаться, но и платить, заказывать товары, пользоваться госуслугами.
У «профессиональных пользователей» соцсетей и мессенджеров настрой скорее скептический. Среди претензий – технические недостатки и слабая функциональность. Много критики в вопросах безопасности и конфиденциальности, например, из-за довольно широкого сбора информации о пользователях. Часть критики проистекает от непонимания ниши продукта: так, вряд ли можно требовать повышенной заботы об анонимности от приложения, которое заточено под взаимодействие с госсервисами, где требуется обязательная идентификация личности. Некоторые упрекают проект за возможность передачи данных третьим лицам, но это выглядит совсем уж несправедливо – у кого этого нет? Естественно, нацмессенджер в рамках закона делится информацией с российскими госорганами. Главное, чтобы только с ними и только в рамках закона. Для сохранения личной приватности есть другие разработки.
С этой точки зрения важнее, что звучавшие подозрения в наличии серьезных уязвимостей, похоже, необоснованны. Но осадок остается, что несколько портит фон для интеграции Max с «Госуслугами» и дальнейшего развития проекта.
Пока все это, возможно, не составляет большой проблемы, поскольку Max можно пользоваться факультативно: скачал, потестил, не понравилось – удалил. Но есть вероятность, что в таком формате он будет проигрывать конкурентную борьбу. Аудиторию начнут наращивать административными способами – и это тоже одна из претензий к нацмессенджеру. Как минимум его сделают безальтернативным для определенных категорий (чиновников, госбизнеса, родителей школьников и т.п.) и в определенных сферах (общении с госорганами, электронном документообороте и т.п.). К тому же конкуренты Max находятся под дамокловым мечом блокировки. Реализовать эту угрозу и расчистить площадку можно в любой момент.
Эти перспективы, как показывает обсуждение Max, делают принципиально важным повышение доверия и прозрачности. Одно дело, когда речь идет о поделках частных разработчиков, совсем другое – о суверенной мегаплатформе, читай – государстве. Статус и амбиции ко многому обязывают.