Фото агентства городских новостей "Москва"
В этом году уже в пятый раз 11 октября Москва отмечает памятную дату – День Московского народного ополчения 1941 года. Этот день был установлен Московской городской думой законом Москвы от 29 сентября 2021 года. Спустя 80 лет после создания в Москве народного ополчения и героической гибели многих ополченских дивизий осенью 1941 года были помянуты наши предки – московские ополченцы 1941 года, невоенные военные, как их иногда называют, сыгравшие свою героически-трагическую роль при обороне Москвы осенью 1941 года.
Первые дивизии народного ополчения были созданы в Москве в летние дни 1941 года. За три дня, 5, 6, 7 июля, было сформировано 12 (из сначала намечавшихся 25) дивизий по районному принципу. В московское ополчение входили и батальоны жителей из многих малых городов Подмосковья. Осенью 1941 года были созданы еще 4 ополченские дивизии.
Анализу событий начала Великой Отечественной войны и роли народного ополчения в отражении угрозы, нависшей над столицей страны, посвящено много исследований не только профессиональных историков, но и людей, связанных родственными узами с ополченцами того военного времени. До сих пор в судьбе народного ополчения остается много белых пятен, и такой интерес населения не только к истории страны, но и к судьбе своей собственной семьи вполне понятен. Тем более что до нашего времени не дошли многие документы той поры. Например, не известны даже официальные списки личного состава летних ополченских дивизий, и внукам/внучкам ополченцев приходится в инициативном порядке по архивным крохам восстанавливать потерянное.
Судьба ополчения непосредственно коснулась и нашей семьи. Мой отец вступил в ополчение Сталинского района Москвы. Я не мог не попытаться узнать и проанализировать некоторые подробности ополченского житья-бытья, тем более что в семье сохранилось два десятка писем отца, написанных в предбоевой период.
Что касается самого Московского народного ополчения, то судьба его действительно трагична и жертвенна. Оно в полной мере выполнило свое предназначение по сдерживанию наступления немецких войск, приковав их к себе на несколько дней.
Трагична и послевоенная судьба ополченцев. Лишь единицам ополченцев удалось в одиночку или небольшими группами выйти к своим. Вышедшие проверялись органами НКВД, вернувшиеся из плена – тем более и пристальнее. История ополчения замалчивалась долгие годы. В свое время в военкоматах уничтожили призывные карточки, на московских предприятиях архивы отдела кадров были сожжены еще в октябре 1941 года. Документы соединений, попавших в окружение, в основном тоже были уничтожены. Добраться до объяснительных документов вышедших окруженцев и сейчас невозможно: на страже стоит Закон «О персональных данных» и ведомственные инструкции. Все архивные и полевые поиски ведутся немногочисленными энтузиастами, часто потомками пропавших без вести ополченцев, в инициативном порядке и за свой счет.
А день 11 октября был выбран в качестве памятной даты московского ополчения потому, что 80 лет назад, 11–12 октября 1941 года, в районе села Богородицкое был предпринят уникальный по тем временам успешный прорыв из Вяземского окружения небольшой части наших войск. В том числе воинов-ополченцев двух полков 2-й стрелковой дивизии (бывшей до того 2-й дивизией народного ополчения Сталинского района Москвы). В рядах войск прорыва своей дивизии шел ее командир генерал-майор Владимир Романович Вашкевич, которому удалось с небольшой группой бойцов и командиров (около 2 тыс. бойцов) выйти из окружения. К сожалению, это не спасло дивизию от расформирования.
И Смоленщина тоже помнит и чтит своих защитников, одним из примеров памяти которых является известный военно-исторический мемориал «Богородицкое поле» в Вяземском районе Смоленской области. Именно ополченцам 2-й дивизии, шедшим на прорыв, посвящен стоящий на высоком холме памятник-стела, установленный в 1993 году по инициативе ветеранов дивизии. Надпись на стеле гласит: «Воинам 2-й дивизии народного ополчения Москвы и морякам 200-го артдивизиона». Именно воины этих двух полков почитаются и поминаются в памятные даты прорыва 11–12 октября во время торжественных поминальных мероприятий, проходящих ежегодно на мемориале.
В одном из полков этой дивизии служил и мой отец Меликов Владимир Александрович. Но его 1284-й полк не участвовал в прорыве, а был оставлен на рубеже реки Вязьмы в арьергарде, в распоряжении командарма 19-й армии Михаила Лукина, для сдерживания наступающих немецких войск и тем самым для боевого обеспечения того самого прорыва.
Как написал в послевоенных воспоминаниях командир 2-й стрелковой дивизии генерал-майор (генерал-полковник в конце войны) Владимир Вашкевич: «1284-й стрелковый полк, оставленный на реке Вязьме для прикрытия прорыва 19-й армии на восток, свою трудную задачу выполнил. Весь день 11 октября он огнем и контратаками отражал попытки крупных сил немецко-фашистских войск переправиться на восточный берег реки Вязьмы. Бойцы мужественно сражались, проявляли стойкость и героизм… Только небольшой части полка удалось выйти из окружения и присоединиться к своим войскам». Среди них не было моего отца, он пал без вести где-то на этом рубеже обороны…
Бойцам 1284-го полка посвящен самодеятельный мемориал, созданный поисковиками балашихинской группы «Победа» (командир Владимир Шульга) на месте предполагаемого последнего боя полка. В этом полку один из батальонов состоял из ополченцев – жителей подмосковной Балашихи. Рядом с Поклонным крестом на пяти стенах памяти размещены фотографии-овалы и списки некоторых, ставших известными поисковикам ополченцев 1284-го полка. Летом 2025 года мемориал был дополнен Поминальной звонницей.
Светлая память и благодарность потомков москвичам-ополченцам 1941 года.