Фото сайта People Support Stock photos by Vecteezy
Сейчас все больше людей, сталкиваясь с болезнью, неопределенностью или жизненной травмой, обращаются за поддержкой не к психологам, врачам или социальным службам, а к искусственному интеллекту. Это говорит не о развитии технологий, а о дефиците человеческой поддержки: человеку трудно найти собеседника, который не осудит, не поддастся чужим эмоциям и поможет разглядеть следующий шаг. Однако возможность получить такую помощь существует давно – это равное консультирование. Его эффективность подтверждена как практикой, так и исследованиями, она гораздо более действенна, чем искусственный интеллект.
Ежегодно в России около 2,5 тыс. детей получают инвалидность, примерно 600 тыс. россиян (взрослые и дети) сталкиваются с онкологическим диагнозом, десятки тысяч людей узнают о своем ВИЧ-положительном статусе. Равное консультирование – способ поддержки, при котором равный консультант – человек, уже переживший сложный опыт (например, справившийся с онкологией, или другой тяжелой болезнью, или психологической травмой), проходит специальное обучение и помогает другим как волонтер. Равному консультированию в России около 30 лет. И эта сфера стремительно развивается и структурируется. Это уже не точечные инициативы, а полноценная инфраструктура с серьезной экспертизой и поддержкой представителей медицинского сообщества и социальной сферы.
Один из главных источников стресса – неопределенность. Возможность понять, что ждет впереди, задать любые вопросы, даже неудобные, и построить план действий – одно из ценных преимуществ равного консультирования. Равный консультант дает надежду и снижает тревогу. «Я был(а) там, я справился, и ты сможешь!» – эта фраза содержит в себе мощь, недоступную самому квалифицированному специалисту. Опыт некоммерческих организаций и исследования показывают, что личный пример равных – мощнейший стимул мотивации и формирования приверженности лечению. Равный консультант не ставит диагнозы и не назначает лечение, не ведет психотерапию. Его задача – стать проводником в новой, пугающей реальности, помочь справиться с шоком, одиночеством и страхом.
Увы, прием врача ограничен по времени, визит социального работника не может охватить все вопросы, и тогда подключаются равные консультанты. Они становятся одним из инструментов разгрузки учреждений здравоохранения и социальной защиты, помогают сформулировать вопросы к специалистам, снимают эмоциональное напряжение и помогают выстроить эффективное взаимодействие между получателями помощи и специалистами, содействуют мотивации и приверженности лечению. Также они отвечают на вопросы, не относящиеся к компетенции специалистов: как организовать быт, поговорить с родственниками и коллегами, составить расписание, где искать помощь, что учесть при планировании бюджета расходов и т.д.
Это не только эффективная, но и очень недорогая система поддержки: привлечение волонтеров для организации помогающей службы требует значительно меньше затрат, чем наем такого же числа работников на зарплате. По данным опросов сообщества «Равные здесь», сейчас в России около 2000 волонтеров – равных консультантов, которые прошли обучение в некоммерческих организациях. Равное консультирование в стране активно практикуется в сфере помощи людям с онкологией, ревматологией, ВИЧ, гепатитом и другими заболеваниями. Равные поддерживают родителей, столкнувшихся с рождением недоношенного ребенка, ребенка с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью, родителей, потерявших детей. Также консультанты помогают в менее кризисных, но важных ситуациях, таких как переезд, выход на работу после длительного декрета и другое.
Также рассматривается возможность равной поддержки людей, вернувшихся с СВО. Тот, кто сам прошел через ужас боевых действий, сможет понять и поддержать товарища так, как не сможет никто другой. Безусловно, есть ряд нюансов, мы наблюдаем за тем, как развивается это направление.
Помощь равных консультантов не имеет коммерческой цены. Сопереживание, поддержка и информирование, человеческое бережное участие и понимание не должны обмениваться на деньги.
Фонды часто сталкиваются с вопросом: «А если они посоветуют что-то опасное или непроверенное?» Стихийные советчики из интернета действительно могут быть опасны. А деятельность равных консультантов в опытных некоммерческих организациях – выстроенная система, она включает контроль качества: отслеживание обратной связи, регулярные разборы случаев из практики волонтеров и т.д. Волонтеров не привлекают «с улицы» – их долго и тщательно обучают, верифицируют, а затем постоянно сопровождают: проводят супервизии, контролируют качество услуг, оказывают профессиональную поддержку. Например, в некоммерческом центре поддержки материнства «Душа Мамы» курс обучения волонтера – равного консультанта составляет 180 часов. Это чуть больше, чем курс начальной подготовки социального работника. Фонды берут на себя ответственность за своих волонтеров, создавая безопасную среду как для них самих (оберегая от ретравматизации и профилактируя выгорание), так и для тех, кому они помогают.
Сообщество, объединяющее более 100 некоммерческих организаций, занимающихся равным консультированием, создало кодекс этики и документ о базовых компетенциях равных консультантов. В результате вне зависимости от того, в каком направлении идет консультирование, волонтеры действуют по единым правилам и понимают границы своей деятельности, а сложные ситуации разрешаются оперативно и эффективно. Например, документы запрещают равным консультантам продвигать свои товары или услуги через консультации, обязывают сообщать на консультациях только доказательную информацию, а также содержат понятные и четкие алгоритмы действий в случае конфликта интересов или выявления опасной ситуации.
Распространено мнение, что волонтерская деятельность – это что-то для студентов. Равное консультирование – одно из обширных направлений волонтерства, в которое вовлекаются в основном люди 35–50 лет, при этом значительная их часть имеет высшее образование и абсолютное большинство – большой жизненный опыт.
В жизни многих людей случался момент, когда казалось, что мир рушится при новости о тяжелом диагнозе (своем или близкого человека), потере или психологической травме. Государственная поддержка не только не может, но и не должна «обнять» каждого, здесь уместна работа некоммерческих организаций и их волонтеров, равных консультантов в том числе. В трудную минуту человеку в первую очередь нужен просто другой человек – с понимающим взглядом и опытом, доказывающим, что выход есть. В эпоху цифровизации и искусственного интеллекта ценность живого взгляда, теплого объятия, слова «я понимаю» бесценна. Используйте поддержку равных консультантов, не оставайтесь одни.

