0
2174

09.02.2006 00:00:00

Ножки Пушкина

Тэги: пушкинский сборник


Пушкинский сборник. – М.: Три квадрата, 2005, 448 с.

Если бы Пушкина не было, его надо было придумать. Пушкин – этакая всеобщая любимица, кукла Барби. Каждый по своему разумению обустраивает его быт, распоряжается его гардеробом и его судьбой. Каждый пушкиновед – «мощный властелин судьбы» Пушкина. Он дежурит возле поэта со свечкой, ведает о том, кто, где, как и зачем убил Пушкина. Знает, что Дантес был гомосексуалистом и, вызвав мужа Наталии Николаевны на поединок, пытался завуалировать свою связь с императором Николаем I.

Помнится в юбилейный год, кажется, в Челябинске вышла книга – «Пушкин и джаз». К джазу, равно как и к Пушкину, она имела примерно такое же отношение, как Евгений Онегин к выпечке булочек. Хотя в Торжке долгое время возле гостиницы «У Пожарского» (она сгорела пару лет тому назад и теперь в природе не существует) стоял дом с вывеской «Булочных и портновских дел мастер Евгений Онегин».

Возможно, отчасти виноват и сам Александр Сергеевич, чей неуемный гений и фантазия перехлестывали через край. Известно, что сцена сопровождения тела Грибоедова из «Путешествия в Арзрум», мягко говоря, расходится с реальностью. Ну а знаменитые строки из «Зимнего утра»: «Но знаешь: не велеть ли в санки / Кобылку бурую запречь? / ┘ / Скользя по утреннему снегу, / Друг милый, предадимся бегу / Нетерпеливого коня┘» – издревле вгоняют в смущение «пушкиноедов». Каким образом кобылка поменяла свой пол? Сделала пластическую операцию? Нет ответа.

Впрочем, литературоведы не опускаются до подобного рода мелочей. Они призваны ворочать фундаментальные глыбы и темы вроде «Пушкин и Паскаль», «К проблемам тотального комментария «Евгения Онегина», «Как сделан «Медный всадник» и т.д.

Книга «Пушкинский сборник» – образец жанра фундаментального пушкиноведения. Книга не для озабоченных гендерными проблемами в стихотворении «Зимнее утро». Поэтому к кобылке больше возвращаться не будем, а попробуем заглянуть в глубины и пропасти, которые выкопали филологи на пути познания вечных истин, чтобы освоение предмета нам не показалось чересчур легковесным.

Возьмем для наглядности такую животрепещущую тему, как «Пушкин и романтизм». Ефим Курганов в очерке «Заметки о Пушкине и романтизме» пишет: «Человеческий организм проходит одни и те же стадии, но одни дети взрослеют раньше, другие – позже; так же происходит и с литературами. Но вот когда начинают говорить о романтизме, то эти прописные, казалось бы, истины почему-то улетучиваются┘»

Печальная, что и говорить, картина. Стал ли Пушкин реалистом, к чему его упорно толкали Белинский с Гуковским, или не стал? А если не стал, то почему? Потому ли, что так и остался в лоне романтизма, который в начале XIX века в России еще находился в недоразвитом состоянии?

Сами литературоведы, от Белинского до Ефима Курганова включительно, так и не определились. А Пушкин, бестия, промолчал. И вообще «литературную моду призирал». Зато сколько можно теперь диссертаций написать о соотношении романтизма и реализма в творчестве Пушкина!

Олег Лекманов в работе «Русская словесность ХХ века на фоне Пушкина», распутывая хитросплетения сюжета набоковского рассказа «Весна в Фиальте», улавливает в нем мотивы «Евгения Онегина»: «┘сообщив о годе своего знакомства с Ниной, герой затем роняет: «Я только что кончил лицей». Любого российского более или менее культурного человека слово «лицей» обязательно заставит вспомнить о самом прославленном из отечественных поэтов, тем более что «Весна в Фиальте» густо насыщена реминисценциями из его произведений (о героине, например, говорится, что у нее «пушкинские ножки».

Сдается мне, что «пушкинские ножки» Набоковым «подброшены» отнюдь не случайно. А специально для таких остро наблюдательных литературоведов, как Олег Лекманов. Впрочем, никаких намеков на то, что они непременно принадлежат Татьяне Лариной, Набоков, увы, нам не делает. Поэтому с таким же успехом под весь «онегинский» колорит (зима, деревня, именины, ампирный декор) у Набокова можно подверстать всего Пушкина, как, впрочем, и его дядю, стихотворца Василия Львовича с его поэмой «Опасный сосед». В борделе, куда по наводке Василия Львовича направляется главный герой поэмы Буянов, всяческих ножек было предостаточно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
1001
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1260
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
603
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
423

Другие новости