0
2432

13.09.2007 00:00:00

Царь-философ с Востока

Тэги: заратуштра, абдуллаев, платон


Евгений Абдуллаев. Идеи Платона между Элладой и Согдианой: Очерки ранней истории платонизма на Среднем Востоке. – СПб.: Алетейя, 2007. – 320 с.

Книга посвящена вопросам проникновения платонизма на Восток в доисламскую эпоху. Какова роль древнегреческих оракулов Аполлона (Дельфийского и Дидимского) в контактах древних греков с иранским миром? Каким образом греческим авторам стало известно о пророке Зороастре? Как объяснить присутствие многочисленных греческих идей и образов в буддистском сочинении «Вопросы Милинды»?

Самая большая загадка, которую пытается разрешить автор, – это поразительное отсутствие следов пророка Заратуштры во всех неавестийских текстах Древнего Ирана. Имени «Заратуштра» нет ни среди иранских имен в ассирийских таблицах, ни в надписях персидских царей Дария и Ксеркса, ни среди имен на персепольских табличках, ни на парфянских остраконах, ни на монетах, относящихся к этим эпохам.

По мнению большинства современных авестологов, имя «Заратуштра» означает «погонщик верблюдов» или «обладающий старыми верблюдами», «староверблюдый». Эта прозаичность даже приводится в качестве аргумента историчности Заратуштры – пророк с таким обыденным именем якобы не мог быть плодом фантазии.

Автор считает, что слово «заратуштра» является не личным именем пророка, а обозначением высшего разряда в жреческой иерархии. Вероятны и другие этимологии, например, принадлежащая Т.Н.Пахалиной, которая расшифровывает «заратуштра» как «поклоняющийся огню», позволяя предположить, что это слово могло обозначать разряд жрецов, осуществлявших ритуалы, связанные с огнем. Эта версия согласуется с именем «огнепоклонники», как называли зороастрийцев и раннехристианские, и мусульманские авторы.

По-видимому, Платон принял наименование класса жрецов за имя собственное и, таким образом, является истинным творцом мифа о пророке Заратуштре. Греки часто смешивали имена собственные и имена нарицательные. Например, Клеарх Солский говорит об индийских мудрецах-каланах, тогда как Плутарх говорит только об одном индийском брахмане по имени Калан. Еще пример: Диоген Лаэртский говорит не о маге Остане (сопровождавшем Ксеркса в греческой экспедиции 479 года до н.э. и считавшемся «отцом алхимии»), а о магах-останах. Подобную ошибку мог вполне совершить и Платон, сочтя «заратуштру» личным именем. Платону, пишет Абдуллаев, в «Алкивиаде» был нужен персидский «двойник» Сократа (и самого себя), чтимый царями маг и мудрец. Здесь и пригодилось звучное иранское слово, переделанное философом на греческий лад – «Зороастр».

Автор заключает, что «во времена Платона термин «заратуштра/зороастр» не имел того значения в иранской религии, какое он получит в V–VI вв. н.э. И одним из существенных факторов, способствовавших такой метаморфозе, мы считаем именно платоновский миф о Зороастре, точнее, ту трансформацию, которую он претерпел как в Элладе, так и позже в Иране».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москалькова подвела итоги 10 лет работы омбудсменом

Москалькова подвела итоги 10 лет работы омбудсменом

Иван Родин

Партийную принадлежность следующего уполномоченного по правам человека еще определяют

0
1033
Сердце не бывает нейтральным

Сердце не бывает нейтральным

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

135 лет со дня рождения прозаика и публициста Ильи Эренбурга

0
946
Пять книг недели

Пять книг недели

0
493
Наука расставания с брюками

Наука расставания с брюками

Вячеслав Харченко

Мелочи жизни в одном южном городе

0
873