0
1548
Газета Проза, периодика Интернет-версия

02.11.2006 00:00:00

Суп для маргинала

Тэги: горчев, жизнь в кастрюле


Дмитрий Горчев. Жизнь в кастрюле: Рассказы.– СПб.: Геликон-Плюс, 2006, 168 с.

Много есть разных Петербургов. Есть Петербург Достоевского, Петербург Хармса, Петербург Довлатова, Петербург Бродского┘ За каждым – целая глыба цитат, аллюзий, ассоциаций. Не так давно возник и Петербург Дмитрия Горчева.

Дмитрий Горчев родился в ленинградские времена и за тысячи километров от «колыбели революции». Переехал на берега Невы уже в зрелом возрасте. И все равно стал петербургским писателем, получил свое место в этом элитарном клубе. Для сравнительно небольшого, но сплоченного круга фанатов он уже – классик.

Теснота дворов и тяжелый климат передали петербургской литературе неизбывную маргинальность. Как бы ни бил себя в грудь питерский писатель, называя себя оптимистом, реалистом, «имперцем» и т.д., а поскреби его хорошенько – и найдешь притаившегося маргинала. Горчев довел эту линию до совершенства. Его проза – это записки из подполья, сочиненные вечно похмельным диссидентом, между мрачными «базарами за жизнь» в грязноватом кабаке и судорожными поисками ответов на роковые русские вопросы. Живописать этот морок фотографически, в лоб, было бы не по-петербургски. И Горчев спасается от своих наваждений черной иронией, жестоким юмором.

«Сволочи» – отличное, очень правильное название его предыдущей книги (сам автор, кажется, предлагал еще более жесткий вариант). Новый сборник рассказов «Жизнь в кастрюле» – это тоже подпольные записки о сволочном мире, подлых людишках, ужасном городе и никчемной стране. Книга мало того что вышла засекреченным тиражом, так еще и продается в Москве в одном-единственном клубе. Триумф мизантропии!

Не стоит обольщаться, что автор посадил в кастрюлю, к примеру, мелких домашних грызунов и наблюдает за их повадками. Горчев – это вам не юннат какой-нибудь. Ему не лень сварить целую кастрюлю супа с картошкой, поставить ее в теплое место и потом сладострастно наблюдать за появлением там новой, загадочной Жизни. Гниение и распад, плесень и тлен для Горчева такие же источники фантазии, как для иных литераторов – степной одуванчик или чуждый чарам черный челн. Ангелы у Горчева обитают в рюмочной, Бармалей – в бомжатнике, а куриное яйцо – в жилетном кармане у Ленина. Градус безумия нагнетается исподволь: если в рассказе «Дорога» автор еще готов – так уж и быть – оставить своих чудовищных попутчиков в живых, то уже в следующей новелле проблема уничтожения друзей «стоит давно и чрезвычайно остро» («Друзья»). Философические миниатюры («Время») сменяются угрюмыми социально-бытовыми зарисовками («Песнь о Родине», «Глубокая Коломна»), а те, в свою очередь, – прямо-таки готическими абсурдистскими фресками: «Ровно в полночь с линейного флагмана был подан Сигнал Особой Важности о торжественной встрече Высочайшего Тезоименитства. <┘> Крутились решетчатые антенны, и прожектора шарили акваторию, пока не нашарили-таки виновника торжества, приговоренного за пьянство к пожизненному цивильному каботажу» («В порту»).

Горчев создает свой петербургский миф-гротеск, нещадно перемалывая классику ХIХ и ХХ столетий, детские фольклорные страшилки, андеграундные байки, перестроечные юморески. Он пишет поверх норм литературного благонравия. Поэтому его инженер Валентин приходит на свидание к девушке Валентине «с неприлично раздвинутой логарифмической линейкой», а у городских памятников обнаруживается очень полезная функция: «они нужны для того, чтобы птицы меньше гадили на здания – ведь редкая птица может спокойно пролететь мимо памятника царю-освободителю или гениальному писателю». Так и видишь, в далеком будущем, где-нибудь во дворе за Кузнечным рынком памятник писателю Горчеву – весь в цветах от восторженных читателей и в отметинах от неравнодушных птиц.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Госдума открывает избирательный закон для разных улучшений

Госдума открывает избирательный закон для разных улучшений

Иван Родин

Постановление Конституционного суда РФ по выборам оказалось лишь формальным поводом к поправкам

0
630
Фетва о курьерах доставила неприятности

Фетва о курьерах доставила неприятности

Андрей Мельников

Решение мусульманских богословов назвали противоречащим Конституции

0
693
Российский госсектор – среди главных целей киберпреступников

Российский госсектор – среди главных целей киберпреступников

Анастасия Башкатова

Хакеры взламывают подрядчиков, получают доступ к приложениям и шпионят за федеральными ведомствами

0
758
Мы продолжаем жить в мире национальных государств

Мы продолжаем жить в мире национальных государств

Алексей Фененко

Вестфальскую систему не способны преодолеть ни классы, ни корпорации, ни общие институты

0
505

Другие новости