0
1645
Газета Проза, периодика Интернет-версия

24.07.2008 00:00:00

Флэшмен – из книги в книгу

Тэги: герой, литература, прием, роман


герой, литература, прием, роман Литературных персонажей можно заимствовать с любого шеста, как ворон.
Фото Евгения Лесина

Использование одним автором литературного персонажа другого – прием неновый. Например, Александра Рипли продолжила приключения Скарлетт О'Хары – с относительным успехом. Александр Пушкин брался было за продолжение загоскинского «Рославлева». В свою очередь, Михаил Зощенко написал еще одну повесть Белкина. Но в нашем случае речь пойдет о совершенно исключительном литературном феномене.

Одной из классических книг викторианской эпохи является «Школьные годы Тома Брауна» Томаса Хьюза. Она дает яркое описание нравов Рагби-скул – знаменитой частной закрытой школы того времени (где, кстати, возникла игра регби). В Англии книга популярна вот уже сто пятьдесят лет, по-русски же существует лишь перевод в интернете. Одним из персонажей романа является Гарри Флэшмен – трус и одновременно задира, обижающий тех, кто помладше и слабее, характер отрицательный, типичное порождение закрытых учебных заведений. Такие русские флэшмены хорошо описаны у Помяловского, Станюковича и Куприна – жертвы садистской системы воспитания и сами садисты, превращавшие жизнь робких домашних мальчиков в сущий ад, а после служившие бравыми поручиками, а в отставке – урядниками. Викторианство парадоксальным образом сочетало набожность и филистерство с жестокостью и бесчувствием. О бесконечных порках в привилегированных учебных заведениях писали и Киплинг, и Черчилль. Телесные наказания «педагогов» дополняли издевательства товарищей, своеобразная «дедовщина» того времени. В XIX веке взрослые были скотски бесчувственны к страданиям детей, считалось, что мальчики должны драться, и только так из них вырастут настоящие бесстрашные джентльмены и офицеры.

Англо-шотландского писателя Джорджа Макдональда Фрейзера однажды осенило – сделать этого несимпатичного персонажа героем цикла романов о Британской империи эпохи ее расцвета, написанных в форме мемуаров Флэшмена. Изгнанный за пьянство из Рагби-скул, Гарри Пэджет Флэшмен поступает на воинскую службу, и судьба носит его по всему миру в эпоху, когда над владениями королевы Виктории не заходило солнце. Герой Фрейзера участвует в войнах, политических скандалах и дипломатических интригах того времени, сталкивается с реальными историческими персонажами, а также знаменитыми литературными героями вроде Шерлока Холмса. Флэшмен откровенно подл, труслив, циничен, но ему всегда везет, и он сухим выходит из любой воды. Он – типичный антигерой, но антигерой, вызывающий симпатию, как ее вызывают Чичиков, или Остап Бендер, или развратно-вороватые герои «Сатирикона».

Первый роман серии вышел в 1969 году и так и назывался – «Флэшмен». Всего же герою посвящено двенадцать книг. Фрейзер предлагает детально прописанную биографию Флэшмена, из которой мы узнаем, что он родился в 1823-м, а умер в 1915-м, прожив, таким образом, более девяносто лет. Автор последовательно награждает героя высшими орденами Британской империи, повышает его из звания в звание.

Эпос о Флэшмене охватывает Китай и США, Эфиопию и Крым, Индию и Германию. Вслед за героем мы посещаем театры боевых действий всех основных войн середины XIX века, узнаем о нравах и обычаях самых разных народов, видим вблизи знаменитых полководцев и политиков. Цикл Флэшмена – увлекательная литературная игра, в которую Фрейзер тонко вплетает и другие классические книги английской классики. Например, второй роман серии перекликается со знаменитой книгой «Узник Зенды» Энтони Хоупа – страшно популярной в конце позапрошлого столетия. Участвуя в Крымской войне, Флэшмен принимает участие в знаменитой атаке легкой бригады на русские позиции, воспетой Теннисоном.

Английская критика высоко оценила романы Фрейзера как за увлекательность сюжетов, так и за аккуратное обращение с фактами. Они – исторические романы в лучшем смысле слова. Знаменитый Вудхаус восторгался первым романом о Флэшмене, до появления которого автор приключений Дживза и Вустера успел дожить.

Отсутствие русского Флэшмена – очевидное и необъяснимое упущение книгоиздателей. В известном смысле Борис Акунин со своим циклом об Эрасте Фандорине следует примеру Фрейзера, но уровень мастерства несопоставим, равно как и познавательная ценность книг двух этих авторов.

Джордж Макдональд Фрейзер умер в январе этого года, прожив восемьдесят два года. Он так и не написал тринадцатый роман – о приключениях Флэшмена в Австралии. Фрейзер был симпатичной старомодной фигурой – боролся против введения в Соединенном Королевстве метрической системы мер, ругательски ругал Голливуд, где ему довелось поработать, за политкорректность. Любопытный факт – до сих пор экранизировано только два романа о Флэшмене. Фрейзер возражал против этого, несмотря на заманчивые финансовые предложения, лишь бы только не иметь дело с американской «фабрикой грез».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Ольга Соловьева

К 2030 году видимый рынок посуточной аренды превысит триллион рублей

0
2467
КПРФ делами подтверждает свой системный статус

КПРФ делами подтверждает свой системный статус

Дарья Гармоненко

Губернатор-коммунист спокойно проводит муниципальную реформу, которую партия горячо осуждает

0
1946
Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Михаил Сергеев

Любое судно может быть объявлено принадлежащим к теневому флоту и захвачено военными стран НАТО

0
3377
Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

0
962