0
2826
Газета Проза, периодика Интернет-версия

13.03.2014 00:01:00

Воробей пришел пеший…

Лариса Миллер

Об авторе: Лариса Емельяновна Миллер – поэт, прозаик, эссеист.

Тэги: платонов, никита


платонов, никита Пришел пеший. Николай Эстис. Из цикла «Птицы» 

Может ли возникнуть ощущение недоговоренности, недосказанности, когда слушаешь того, кто только и делает, что договаривает и уточняет? Да, может, если говорит ребенок, как в рассказе Андрея Платонова «Никита».

Пятилетний Никита, проводив мать на работу и оставшись один, принимается познавать белый свет. И что же ему открылось? Что «воробей пришел пеший через порог» (как будто можно прийти как-то иначе), что солнце «светило на небе» (как будто оно может светить где-то еще). Испугавшись чего-то, Никита вскрикнул, но «голос его вслух не прозвучал» (оказывается, прозвучать можно и не вслух). А еще Никита вспоминает, что дедушка любил купаться в старой баньке, «когда еще живым был». Получается, что у солнышка, которое светило не где-нибудь, а на небе, у воробья, который пришел пешком, у дедушки, который любил купаться в баньке, когда живым был, – существовала какая-то альтернатива, какие-то иные возможности. И не уточни Никита, как и где все происходило, мы бы ничему не удивились. В его мире и труба на избушке – не труба, а бабушкин «рот щербатый в голове». В голове, а не где-нибудь. Такой мир и завораживает, и пугает. И когда пугает, то ноги становятся, «как чужие люди».

Нас этот странный мир завораживает, потому что он благодаря всем наивным, абсолютно детским уточнениям становится непредсказуемым и непостижимым. И чем больше дотошных подробностей и уточнений, тем непостижимее и загадочнее мир.

Но самое главное то, что пятилетний Никита – это и есть Андрей Платонов. Послушайте, как говорит Никита о старой разваливающейся баньке: «…Она умирает, и больше ее не будет». А вот что пишет Андрей Платонов в письме корреспонденту «Правды», в котором просит помочь ему достать лекарство от туберкулеза: лекарство это необходимо ему «для того, чтобы не умереть и жить». Сам Платонов, как и его Никита, ставя точки над i, чудесным образом раздвигает пространство, меняет картинку, своей договоренностью намекая на какие-то другие возможности, о которых обычно умалчивают. Вот и получается, что, договаривая все до конца, Платонов только и делает, что умалчивает, создавая неповторимый, полный неожиданностей мир, где в старой бочке жил маленький человек, который «днем спал, а ночью выходил наружу и думал что-нибудь».

Это «что-нибудь» и есть волшебство Андрея Платонова.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1918
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4563
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2482
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2844

Другие новости