0
1206

26.12.2002 00:00:00

Вся правда о художниках

Тэги: графика, художник


Графика русских художников от А до Я. - М.: Слово, 2002, 288 с. илл.

Главная особенность этого альбома заключается в том, что вещей, здесь опубликованных, вы скорее всего никогда в оригинале не увидите.

Почему?

Во-первых, потому, что большинство из них позаимствовано из частных собраний. Ранее они нигде не воспроизводились, и маловероятно, что и впредь кто-нибудь из владельцев решится обнародовать состав своей коллекции. Времена не те.

Во-вторых, графика вообще малопригодна для экспозиции. Солнце, воздух и вода закаляют человека. Бумага же, акварель и графит под их воздействием гибнут прямо на глазах: рисунок бледнеет, фон выцветает, карандаш сыплется. Поэтому даже музеи, как правило, с графикой осторожничают. Первая забота музейщиков - сохранить произведение искусства и уж во вторую очередь - демонстрировать народу его национальное достояние.

Есть, впрочем, и еще одна причина, почему мы, вслед за издателем рекомендуем даже очень взыскательному любителю искусства удовольствоваться альбомной иллюстрацией вместо оригинала. Графика принадлежит к роду искусств, который не просто плохо переносит выставочную атмосферу: она вообще для публичности не предназначена. Это живопись, одетая в пышные рамы, выставляет себя на всеобщее обозрение. Акварель или карандашный набросок, напротив, искусство камерное, интимное. Только взяв в руки лист, приблизив его к глазам, потом отстранившись, прищурившись, можно вдосталь налюбоваться рисунком: проследить за тем, как зарождается, крепнет и сходит на нет контурная линия, как плавно сгущаются тени фона, как нежно - точь-в-точь капризные блики света - вкраплены белила, как безобразно расплывшиеся цветовые пятна складываются в точеный объем...

В общем, современная полиграфия призвана сгладить вопиющую недемократичность такого искусства, как графика. Вы открываете альбом и неспешно, лист за листом, его просматриваете, так, словно это и не тиражные иллюстрации вовсе, а ваша собственная десятилетиями создававшаяся коллекция.

Однако раритетность иллюстраций и качественная полиграфия - не единственные достоинства альбома. 288 страниц иллюстраций - это 288 русских художников, так или иначе проявивших себя на ниве рисования. Известных - таких, как Карл Брюллов, Александр Бенуа или Константин Сомов. Менее известных, как, например, театральный декоратор Михаил Бобышев. И совсем неизвестных вроде Дмитрия Бенкендорфа, высокородного дилетанта, завсегдатая "Акварельных пятниц" Академии художеств.

Текста в альбоме немного. Краткая справка по артистической биографии художника в два абзаца, да и только. И, как вы, наверное, уже поняли, ровно по одной иллюстрации на каждое имя.

Негусто? Да, негусто.

Но, с другой стороны, вполне достаточно для справочно-познавательных целей. Ведь рисунок - все равно что образец почерка: одно-единственное движение линии способно выдать руку художника "с головой".

Так что не взыщите понапрасну: одного листа вполне достаточно, чтобы раскрыть самую сокровенную сторону изобразительного искусства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2251
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5030
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2767
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3186

Другие новости