0
1038
Газета Москва Печатная версия

10.12.2010 00:00:00

Новые стандарты московского удобства

Тэги: москва, мэр, собянин, общество, транспорт


москва, мэр, собянин, общество, транспорт В будущем году для мэра главным станет обустройство комфортной жизни москвичей.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Столичный градоначальник Сергей Собянин заявил, что в 2011 году главным для властей будет обустройство удобной жизни для горожан. Именно этими словами он объяснил представленное в городском бюджете распределение средств. Депутаты не возражали против такого посыла и проголосовали за документ. Эксперты, с одной стороны, рады таким словам и надеются, что власти наконец-то займутся качеством жизни в городе. С другой – не уверены, что при новой расстановке приоритетов можно будет создать в Москве еще и мировой финансовый центр и привлечь туристов, что также входит в планы чиновников.

Объять бюджетом

На представлении бюджета будущего, 2011 года перед депутатами Мосгордумы мэр Москвы Сергей Собянин определил приоритеты развития Первопрестольной. В первую очередь он назвал создание комфортных условий для жизни горожан, высокие социальные стандарты, развитие транспорта и здравоохранения. Градоначальник определил главное условие – удобство. «Прежде всего мы хотим сделать Москву городом, удобным для жизни людей. Для всех горожан – семей с детьми, молодежи, пенсионеров, ветеранов и инвалидов», – сказал Собянин.

Он подчеркнул, что столица должна быть городом высоких социальных стандартов, в том числе в сфере оплаты труда и соцподдержки. При этом образование и здравоохранение должны выйти на новый качественный уровень. Решение транспортных проблем – это только часть шагов в достижении заявленного удобства.

Кроме того, одним из пунктов комфорта стало решение проблем ЖКХ. «Также необходимо модернизировать жилищно-коммунальное хозяйство Москвы, навести порядок с платежами, повысить качество услуг ЖКХ, помочь людям взять в свои руки управление домами, в которых они живут», – отметил чиновник.

Собянин пообещал, что правительство будет руководствоваться принципом безусловного выполнения социальных обязательств, использования всех резервов для наполнения доходной части бюджета, однако будет уходить от зависимости от конъюнктурных доходов, связанных с ценами на нефть и газ.

Он предположил, что в дальнейшем такие доходы удастся замещать собственными доходными источниками и пополнять казну за счет развития малого и среднего бизнеса, высокотехнологичных отраслей реального сектора, науки и инноваций. Сегодня эти сферы дают только около 15% налоговых поступлений, что, по словам мэра, недостаточно. «Надо улучшить качество налогового администрирования, разобраться с многочисленными льготами по уплате городских налогов, арендной платы, дивидендов от городских предприятий», – сказал он. Глава города уточнил, что льготы должны получать только те предприятия, которые имеют четкую социальную направленность.

Кроме того, мэр заявил о необходимости ориентироваться на результат, концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, а также использовать максимально эффективные механизмы бюджетной политики. «Я вовсе не призываю к формальному сокращению затрат, которые обычно заканчиваются тем, что экономят на качестве. Речь идет об обеспечении роста производительности и внедрения новых систем оплаты труда, эффективности расходования средств, энергосбережении, обоснованности затрат на капитальные расходы», – уточнил Собянин.

В подтверждение социальной ориентации развития мегаполиса городские власти уже приступили к подготовке выпуска универсальной электронной карты, которая заменит полис обязательного медицинского страхования и свидетельство пенсионного страхования. Такую карту начнут выдавать уже с 2011 года.

Увидеть дворы за фасадами

Эксперты обрадовались, услышав заявленное мэром. В частности, президент Института города, член Общественной палаты, профессор Московского архитектурного института Вячеслав Глазычев отметил в разговоре с корреспондентом «НГ», что он давно говорил, что нужно заняться не только фасадами, но и «задними дворами города», что наконец-то начало происходить. «У нас работа шла только по головным фасадам, и то, что мэр обратил внимание на это, – хорошо. Сейчас дело не только в транспорте, но и в безобразной работе управ, которые только части администрации и не имеют связи с жителями. Работа она на годы, но начата в правильном направлении. Главное, чтобы чиновники почувствовали, что их деятельность под контролем и есть критерии оценки качества работы», – объяснил эксперт. Он рассказал, что критериев, определяющих удобство жизни в городе, довольно много, но они вполне реализуемы. «В оценке транспорта, например, есть международный критерий – лишние километры, которые человек проезжает, добираясь до места из-за плохой организации движения, в Москве он превышает максимально допустимую цифру раза в полтора. Кроме того, есть установленные расстояния, которые человек должен пройти до ближайшего парка», – рассказал Глазычев. Профессор отметил, что жизнью городского сообщества мало занимались и сейчас все фактически придется начинать с нулевой отметки.

Кроме доступности парков есть еще критерии шаговой доступности общественного транспорта и обязательное обустройство пешеходных переходов через каждые 800–500 метров, рассказал «НГ» эксперт по экологии Алексей Яблоков. Кроме того, он объяснил, что сейчас из-за застройки стремительно сократилось количество деревьев и хотя их пока еще много, но при имеющемся количестве транспорта необходимо увеличивать их площадь, иначе горожане просто задохнутся.

Новые декларации старого процесса

А вот руководитель проектов Фонда «Институт экономики города» Денис Визгалов не услышал в речах нового мэра ничего нового. Он рассказал корреспонденту «НГ», что текущий процесс принятия решений пока ничем не отличается от того, который был при прежнем мэре Юрии Лужкове. «Никаких конкретных вопросов парламентарии не задают. Дума совершенно послушна, со всем согласна. Новый мэр говорит, что прежняя структура расходов бюджета была крайне негативна, и они кивают, соглашаются. Почему же вы сейчас соглашаетесь, что она плоха, если вы же ее утверждали в прошлом году?! Это говорит о полной лояльности Думы к правительству, к мэру и, следовательно, о бесконтрольности власти в бюджетных расходах», – объясняет свою точку зрения Визгалов. Никто из депутатов всерьез не интересуется структурой расходов, «почему траты на метрополитен, например, поднимаются именно на 50 миллиардов, и никто не спрашивает, почему так, а может, нужно на 30 или на 70? Детали остаются за кадром. В западных странах городской бюджет обсуждается публично, битва идет за каждую копейку. В битве участвуют лоббисты от микрорайонов, инвесторов, общественных организаций – всех, кто собирается жить и работать в городе».

Принципы распределения доходов, высказанные мэром, по мнению Визгалова, политически беспроигрышны и также не новы. «Кто будет спорить с дополнительным финансированием дорог, больниц и т.д.? Но увеличить расходы по всем статьям невозможно. Доходная часть планируется практически такая же, как и в 2010-м. Было сказано, что сократятся расходы по второстепенным статьям, но не было сказано, по каким именно. А какую сферу городского хозяйства в Москве сегодня можно считать второстепенной?» – спрашивает эксперт.

Визгалов объясняет, что распределение бюджетных средств это не цель, а всего лишь средство для реализации цели. А какая цель развития Москвы? Какой она должна быть через 10–15 лет? Сколько, хотя бы примерно, в ней будет жить людей? Какие функции должен выполнять этот город в глобальном мире? В отсутствие такой стратегии развития Москвы распределение бюджета – это латание дыр, «пожарное» управление. «Должен быть внятный и беспощадный стратегический выбор. Что мы строим? Мировой финансовый центр, или мировую туристическую столицу, или город, удобный для жизни, или что-то совсем другое? Это все разные города, и они требуют разной расфасовки бюджетных средств по статьям. А пока мы слышим только стандартные заклинания и лозунги. Сейчас такого видения Москвы в ближайшем будущем даже в приближении нет», – объясняет Визгалов.

Кроме того, у эксперта осталось большое недоумение по поводу заявленной эффективности расходования средств. «Цены, по которым в Москве возводятся и ремонтируются объекты, дороги, закупается оборудование, проводятся мероприятия и прочее, – во многие разы превышают аналогичные цены в мегаполисах экономически развитых стран, – говорит Визгалов. – И вот на этом фоне, с одной стороны, объявлено желание увеличивать эффективность, с другой – увеличение расходов. Эффективность – это количество результата, полученное на единицу затрат. А если затраты все время увеличивать, то где же здесь эффективность? Эффективность – это снижение расходов за счет чего-то.

Московский бюджет один из самых больших среди мировых мегаполисов. Москва – один из самых дорогих городов мира, но при этом качество услуг, которые производит город, значительно ниже, чем в других подобных городах. Вот прямое следствие неэффективности», – заключил эксперт.

В сказанном градоначальником все понятно и правильно, но приоритеты на будущий, 2011 год останутся ли приоритетами на следующий за ним, 2012-й, или через год чиновники займутся возведением мирового финансового центра, а далее построят столицу туризма? Поэтому пока остается ждать решений городских руководителей относительно долгосрочного развития мегаполиса, чтобы сделать окончательные выводы.

Общество должно бороться за свое пространство

Город разделен на два пространства – приватное и общественное. Общественным считается общая сумма дорог, проездов, пешеходных зон, парков. Таких территорий в городе около половины. Именно развитие общественного пространства становится одним из главных критериев качества жизни, уверен архитектор, ведущий эксперт курса в институте «Стрелка» по общественным пространствам Юрий Григорян. «Это лицо города перед туристами, среда, где люди передвигаются, живут вне своего приватного пространства. Здесь можно различать здания хардвер – неизменную оболочку, здания и конструкции и софтвер – это процессы, которые там происходят, законы, которые внутри действуют. Важно оценивать открытость, проницаемость, проходимость, как люди себя в ней ощущают. Для Москвы еще важно, как она выглядит, потому что это город, тесно связанный с образом. Через призму общественных пространств можно смотреть через весь город. Общественное пространство – это результат деятельности городских властей и архитекторов. Все определения: хороший ли город, удобный, красивый – относятся именно к этому понятию. Это своеобразное поле боя между автомобилями и пешеходами, между болельщиками и витринами, между гастарбайтерами и москвичами. Все события происходят вовсе не в квартирах, телевизорах и виртуальной реальности. У нас одно из исследований как раз о виртуальном и реальном общественном пространстве, и в процессе исследования выясняется, что одно и другое никогда не подменяются друг другом. Если не хватает каких-то качеств реального пространства, люди уходят в виртуальное, но они не взаимозаменяемы. Люди хотят встречаться и пребывать в каком-то приятном месте».

Студенты «Стрелки», занимаясь исследованием Москвы, выяснили, что столичные пенсионеры очень мало проводят времени на улице. Это происходит, видимо, по причине неблагоустроенности территории. В Китае, странах Западной Европы, Латинской Америки есть традиция уличной жизни, и у нас она была раньше – в дореволюционной Москве и даже в сталинской, когда город еще не был так загазован и посвящен автомобилю, говорят эксперты. Оказывается, что если люди больше проводят времени на улице, общаются – они дольше живут.

Сейчас оказывается, что жители фактически покинули свой город. «Люди перемещаются из офиса в дом, на дачу, и улица только пространство перемещения, а не пространство для жизни. При этом в Москве есть удачные примеры общественных пространств – танцплощадки у пешеходного моста на Пушкинской набережной. А если всю реку сделать такой? А если реку сделать чистой, чтобы там можно было купаться и рыбу ловить? И был бы другой город, – объясняет Григорян. – Мы хотим показать, что теряет общество, считая себя полностью бесправным, и, легко меняя свободу на безопасность, лишает себя наполненности и интереса. Общество должно бороться за свое пространство».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


С инфраструктурным размахом: ВЭБ вложился в аэропорты

С инфраструктурным размахом: ВЭБ вложился в аэропорты

Виталий Барсуков

0
335
“Единая Россия” готова усилить Госдуму управленцами

“Единая Россия” готова усилить Госдуму управленцами

Галина Грачева

0
380
Память о Великой Отечественной Войне как нельзя более актуальна сегодня

Память о Великой Отечественной Войне как нельзя более актуальна сегодня

Олег Никифоров

Федеральный президент ФРГ выступил с речью о необходимости извлечь уроки из истории нападения  Германии на СССР

0
1304
С пятницы на воскресенье. Про факап, Чижика-Пыжика и другое такое же

С пятницы на воскресенье. Про факап, Чижика-Пыжика и другое такое же

Алла Хемлин

0
1013

Другие новости

Загрузка...