Газета Печатная версия

24.09.2019 19:51:00

Дети неандертальцев были подвержены токсичному воздействию свинца

Ископаемому черепу в зубы смотрят

Тэги: археология, антропология, сарматы, савроматы, первобытный человек, неандерталецы

14-1-1-t.jpg
«Вымывание» марганца,
цинка и свинца из зуба
с помощью лазера.
Иллюстрации Physorg
Археологи раскопали у села Никольское в Астраханской области захоронение знатного савромата, череп которого был трепанирован. Края двух больших отверстий по обе стороны срединного – сагиттального – шва при этом не несут следов прижизненного заживления, что говорит о безуспешной попытке операции.

Сарматы и савроматы – это названия, данные греками степным кочевникам, с которыми им пришлось сталкиваться после скифов. На смену степнякам на берега Днепра пришли славяне, воевавшие  против свевов и данов, что жили к северу от пришельцев. Одно из племен последних, юты, освоили песчаные отложения полуострова, который стали звать Ютландией. На южном его пограничье, что у нынешнего Кильского залива, археологами было найдено захоронение 1000‑летней давности, о чем можно судить по арабскому дирхему. К своему удивлению, ученые обнаружили в нем скелет женщины‑воина с явно славянским черепом.

В исландской саге XIII века скальд Снорри Стурлусон писал о «Хунгильде из Вендена», полулегендарной славянке, ставшей супругой датского короля X века Свейна (986–1014). Она родила будущего датского короля Харальда II и Кнута Великого, правившего Англией, Данией и Норвегией.

В Англии наиболее известными университетами являются Оксфорд и Кембридж, уступившие под напором требовавших «голос» суфражисток право женщин на звание профессора. Первой его удостоилась Дороти Гаррод, нашедшая в 1926 году череп неандертальца в гибралтарской пещере Дьявольская башня (первый был найден еще в 1848 году). Геномщики Института эволюционной антропологии в Лейпциге и Лондонского музея естественной истории проанализировали ДНК обоих черепов. Анализ показал, что Скала (Гибралтар) не была последним убежищем вымирающих неандертальцев.

14-1-2-t.jpg
Распределение элементов в зубе.
Иллюстрации Physorg
Двумя месяцами ранее журнал «Труды АН США» (PNAS) опубликовал данные пекинского Института палеонтологии позвоночных с описанием черепа из горного убежища возрастом 0,3 млн лет, найденного на юго‑востоке Китая в Хуалондоне. Австралийские антропологи из Университета Аделаиды предложили возможный путь распространения выходцев из Африки 50–55 тыс. лет назад. Они картировали пути распространения наших предков.

Судьба неандертальцев оказалась плачевной в любом случае. Но ученые все же пытаются понять, что стало причиной из вымирания – не «съели» ли их современные пришельцы из Африки. Журнал Nature опубликовал в мае 2013 года описание лазерного метода, с помощью которого можно идентифицировать барий и кальций в зубах, что позволило выявить довольно ранний переход неандертальских новорожденных с материнского молока на другую пищу. Зуб был найден в одной из пещер Бельгии.

Известно, что барий отлагается в эмали зубов современных людей благодаря грудному вскармливанию. В зубе неандертальца он перестал откладываться в возрасте всего лишь семи месяцев! Благодаря зубам нижней челюсти возрастом 160 тыс. лет, найденной в карстовой пещере Тибетского плато, провинция Гуаньсу, китайские ученые определили, что денисовцы «прибыли» в горы задолго до предков современного человека. Ученые предположили, что редкий признак – зубы с тремя корнями – унаследован нынешними азиатами непосредственно от денисовцев.

Неандертальцы и их предки австралопитеки, как и современные люди, переживали зимний голод и пили воду с высоким содержанием свинца. Антропологи университета в Йоханнесбурге провели анализ зубов двух видов австралопитеков, остатки которых возрастом 2,6–2,1 млн лет были найдены в пещере Стерфонтейн. Изотопный анализ показал циклическое накопление лития в зубах, что было связано с доступностью пищи.

14-1-3-t.jpg
Неандертальские мать и дитя.
Иллюстрации Physorg
Внесли свой вклад в очередной раз и австралийцы из Исследовательского центра в г. Брисбен. Они показали подверженность неандертальских младенцев воздействию свинца в период экологической вариабельности в связи с наступлением ледников и периодов между ними. Анализу подверглись остатки двух неандертальцев и одного современного человека, живших бок о бок в Юго‑Восточной Франции. Один из неандертальских детей родился весной, и оба были вынуждены в холодное время «мобилизовать» ресурсы из собственных костей (скелета). По какой‑то причине зимой они подвергались действию свинца.

Все это очень интересно в свете результатов, полученных специалистами нью‑йоркского госпиталя Маунт‑Синай и Каролинского института в Стокгольме. Ученые определили разницу в поступлении токсичных марганца и цинка, а также свинца у моно- и дизиготных (одно- и двухяйцовых) близнецов. У одного из близнецов был выявлен аутизм. В качестве контроля было взяты еженедельные слои отложений эмали зубов нормально развивавшихся близнецов. Авторы пришли к выводу, что аутизм развивается у детей, испытывавших воздействие свинца в последнем триместре внутриутробного развития.

Не свинец ли был причиной умственного отставания неандертальцев от пришедших им на смену современных людей?