Глава комитета по энергетике Госдумы Николай Шульгинов (второй справа) выступил с рядом инициатив по увеличению добычи нефти в Арктическом регионе. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Освоение ресурсного потенциала Арктики, обеспечение электроэнергией региона опережающего развития требует совершенствования законодательства и мер господдержки. Об этом председатель комитета Государственной думы по энергетике Николай Шульгинов заявил, выступая на совместном заседании профильных комитетов Государственной думы и федеральных министерств, прошедшем 14 мая 2025 года в преддверии правительственного часа на тему «Об актуальных вопросах социально-экономического и инфраструктурного развития Арктической зоны Российской Федерации».
Российская Арктика имеет огромный ресурсный потенциал, но его широкомасштабное освоение возможно и экономически целесообразно лишь при достаточном уровне технологий, наличии инфраструктуры, в том числе энергетической, создании стимулирующей регуляторики и системной господдержке.
Перспективы развития
Как отметил Николай Шульгинов, для развития нефтегазовой отрасли в Арктике необходимо продолжить комплексную работу по созданию условий для экономически эффективной разработки месторождений углеводородов в условиях естественного ухудшения структуры ресурсной базы. «Прежде всего речь идет о законодательной донастройке налоговых режимов, в том числе касающихся трудноизвлекаемых запасов нефти и газа, доля которых растет. Не менее важно продолжить последовательное и системное выстраивание эффективных механизмов поддержки импортозамещения в нефтегазовой отрасли с целью достижения технологического лидерства в производстве оборудования и развитии ключевых технологий», – заявил Николай Шульгинов.
Также требуется проработка мер господдержки, направленных на развитие железнодорожной и портовой инфраструктуры. Это необходимо и для СПГ-проектов, и для развития угольной отрасли, переживающей кризис.
Опережающее развитие арктических территорий невозможно без их соответствующего обеспечения технологически и экономически доступной электроэнергией. Целый ряд задач необходимо решить для строительства и модернизации мощностей электроэнергетики, включая тепловую и атомную.
Так, по мнению председателя комитета Госдумы по энергетике, целесообразно принятие дополнительных мер финансирования Программы модернизации объектов локальной генерации на территории Дальневосточного федерального округа (ДФО), утвержденной в 2024 году. «Программа рассчитана преимущественно на использование частных инвестиций, в том числе по модели энергосервисного контракта и концессионного соглашения. Однако в текущих экономических условиях, в том числе из-за удорожания банковского финансирования, реализация мероприятий программы затруднена», – пояснил Николай Шульгинов.
Особого внимания требует решение вопроса энергообеспечения Чукотки, где в связи с выводом из эксплуатации в 2026 году энергоблоков Билибинской АЭС сложится непокрываемый дефицит активной мощности. Необходимо строительство Арктической ТЭС мощностью не менее 50 МВт к 2030 году, но генерирующие компании не располагают собственными средствами на реализацию проекта, а строительство ТЭС полностью за счет тарифного источника приведет к росту тарифной нагрузки на потребителей. По мнению председателя комитета Государственной думы по энергетике, целесообразно рекомендовать правительству России рассмотреть возможность 100-процентного финансирования строительства Арктической ТЭС за счет целевой бюджетной субсидии, предусмотренной ст. 78 Бюджетного кодекса РФ.
Значимая роль в энергообеспечении Арктической зоны принадлежит атомной отрасли, объемы атомной генерации будут увеличены как за счет строительства Кольской АЭС-2 в Мурманской области, так и за счет ввода четырех атомных станций малой мощности для удаленных территорий. Важным вопросом повышения эффективности всех этих проектов является отмена законодательного запрета на проектирование прямоточных систем технического водоснабжения для ТЭС и АЭС. В связи с этим комитет по энергетике просит правительство России поддержать внесенный в Государственную думу проект федерального закона № 486735–8 «О внесении изменений в часть 4 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
По итогам мероприятия Комитет по энергетике сформулировал более детальные предложения и дополнительные рекомендации по инфраструктурному развитию Арктики, которые были озвучены в ходе правчаса 21 мая 2025 года.
Для опережающего развития Арктики нужно продлить действие дальневосточной надбавки в электроэнергетике, проработать меры господдержки разработки трудноизвлекаемых запасов нефти и газа и включить в план реализации Энергостратегии-2050 отдельный раздел, посвященный арктическим проектам.
Об этом председатель комитета Государственной думы по энергетике Николай Шульгинов заявил по итогам правительственного часа «Об актуальных вопросах социально-экономического и инфраструктурного развития Арктической зоны Российской Федерации».
Он сделал акцент на важности опережающего создания и модернизации генерирующих мощностей в электроэнергетике для обеспечения энергией промышленных, инфраструктурных и социальных проектов в регионе.
Одним из инструментов может стать продление до 2035 года дальневосточной надбавки, то есть снижения розничных цен на электроэнергию, превышающих базовые уровни, для потребителей Чукотки, изолированной части Якутии, за счет увеличения оптовых цен для потребителей Сибири, Урала и европейской части России, не относящихся к населению. Тарифы на электроэнергию для населения регулируются государством и в целом соответствуют среднероссийскому уровню. Срок действия надбавки – до 2028 года.
«Для сохранения среднероссийского уровня тарифов для потребителей, не относящихся к населению, в текущей политической и экономической ситуации считаю целесообразным поддержать инициативу Минвостока о продлении данного механизма до 2035 года, зафиксировав размер надбавки на уровне 2025 года, а это 30,4 млрд руб. для девяти регионов ДФО и Арктики, с направлением 50% на строительство и модернизацию генерирующего оборудования в локальных энергорайонах, а также пересмотреть получателей надбавки», – заявил Николай Шульгинов. Он полагает, что за счет надбавки может быть частично профинансировано и строительство Арктической ТЭС. Другим вариантом является выделение для этого проекта целевой бюджетной субсидии.
Для модернизации устаревшей дизельной генерации на изолированных территориях создаются автоматизированные гибридные энергокомплексы, сочетающие в себе ВИЭ-генерацию, дизель-генератор и систему накопления энергии и управления энергокомплексом. В целях снижения сроков окупаемости таких проектов предлагается проработать вопрос внесения изменений в законодательство об энергосбережении в части корректировки условий энергосервисных договоров, а также законодательно определить правовой статус систем накопления.
В нефтегазовой отрасли, где наблюдается ухудшение структуры запасов углеводородов, доля трудноизвлекаемых, обводненных и истощенных запасов нефти и газа уже достигает 60%, большинство новых месторождений относится к мелким и очень мелким, а районы разведки смещаются на восток и Крайний Север, в том числе на арктический шельф; необходимо доработать меры господдержки для Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа.
Оптовый рынок
Вхождение Дальнего Востока в оптовый рынок электроэнергии и мощности (ОРЭМ) – это важнейшее событие, которое позволит развивать электроэнергетику региона и привлекать в нее инвестиции более эффективно. Об этом председатель комитета Государственной думы по энергетике Николай Шульгинов заявил, выступая на годовом общем собрании членов Ассоциации «НП Совет рынка» 16 мая 2025 года в Москве.
Он поблагодарил Ассоциацию, АО «Системный оператор ЕЭС» и всех участников отрасли, кто помогал доказывать в органах власти целесообразность внедрения рыночной модели на Дальнем Востоке, за колоссальную работу по подготовке и реализации решения, закрепленного Федеральным законом от 13.07.2024 № 185-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В результате его принятия Дальний Восток, Республика Коми и Архангельская область присоединились ко второй ценовой зоне ОРЭМ. Законом предусмотрен постепенный переход к конкурентному нерегулируемому ценообразованию. На первом этапе речь идет о продаже электроэнергии по рыночным ценам лишь для тепловых электростанций, доля рыночного ценообразования на энергию с ГЭС в регионе будет расти постепенно.
![]() |
В Арктике углеводороды добывают в тяжелых климатических условиях. Фото с сайта www.gazprom-neft.ru |
Следующей задачей, по мнению председателя комитета Государственной думы по энергетике, должно стать упорядочивание сложившихся рыночных отношений в территориальных изолированных энергосистемах. «Пока никаких стратегических решений еще не принято, но, на мой взгляд, «Совету рынка» стоит начинать работать с региональными энергетическими комиссиями, формировать аналитику, которая в дальнейшем поможет такие решения принять и реализовать, с перспективой взять на себя ответственность за эти территории по модели Калининградской области», – полагает Николай Шульгинов.
Он выразил уверенность, что НП «Совет рынка» как отраслевая структура, включающая производителей и покупателей энергии, профильные регулирующие органы, формирующая правила игры на оптовом и розничных рынках электроэнергии с учетом баланса интересов участников и государства, продолжит играть ведущую роль в реализации задач, поставленных государством перед электроэнергетикой.
Нефтегазовые вызовы
Уровень импортозамещения в нефтегазовой отрасли достиг 70%, но для обеспечения технологического суверенитета требуется усиление господдержки по приоритетным направлениям, включая шельфовую добычу и освоение трудноизвлекаемых запасов.
Об этом говорили на выездном совещании комитета Государственной думы по энергетике на тему «Обеспечение технологического суверенитета нефтегазодобывающей отрасли в целях повышения энергетической безопасности Российской Федерации», которое прошло в Астрахани 23 мая 2025 года.
Предварительно парламентарии посетили ряд объектов нефтегазовой отрасли, работающих в регионе. Они познакомились с внедряемыми в рамках преодоления санкционного давления решениями в области поиска аналогов необходимого оборудования и технологий, разработки и внедрения отечественных образцов, реинжиниринга и перестройки логистики.
Как отметил, открывая совещание, председатель комитета Государственной думы по энергетике Николай Шульгинов, в результате принятых правительством России комплексных мер поддержки импортозамещения в ТЭК достигнуты серьезные успехи: 70% оборудования отрасли уже отечественные, а к 2030 году заявлен уровень не менее 90%.
«Среди основных вызовов и приоритетов – создание и внедрение новых технологий, особенно для трудноизвлекаемых запасов, доля которых уже достигает 60%, инвестиции в НИОКР и дополнительные меры поддержки научных центров и промышленных полигонов; налоговые стимулы, создание отечественного IT, автоматического управления системами», – перечислил Николай Шульгинов.
Акцент председатель комитета сделал на разработку отечественных технологий бурения, обустройства месторождений, подводных добычных комплексов, а также на важность подготовки соответствующих кадров.
Кроме того, председатель комитета отметил необходимость формирования единого подхода к обеспечению безопасности и совершенствования системы государственного регулирования морских нефтегазовых месторождений. Комитет ожидает доработки и внесения законопроекта «О морских нефтегазовых объектах», выделяющего морские нефтегазовые объекты в отдельную категорию и, соответственно, полностью меняющего подход к их государственному регулированию.
Председатель Думы Астраханской области Игорь Мартынов подчеркнул, что нефтегазовые компании, работающие на шельфе Каспия, вносят существенный вклад в развитие экономики региона и влияют на формирование доходной части бюджета. Несмотря на беспрецедентные внешние санкции, введенные именно против нефтегазового сектора, российские нефтяники решают возникающие вопросы технологического обеспечения и работают стабильно и эффективно, что позволяет региону выполнять свои социальные программы и обязательства. Игорь Мартынов поблагодарил компании отрасли, работающие в регионе, и отметил важность координации усилий и решений региональных и федеральных законодателей в части создания условий для ее поддержки, в том числе импортозамещения.
Директор департамента нефтегазовой отрасли Министерства энергетики РФ Антон Рубцов рассказал о работе в области импортозамещения, ведущейся на уровне правительства РФ и профильных министерств. Он подчеркнул, что без технологического суверенитета нефтегазовой отрасли невозможно обеспечение энергетической безопасности страны. Сегодня действует Координационный совет по импортозамещению нефтегазового оборудования при профильной правительственной комиссии, утвержден список из 220 критических позиций. Разработан и реализуется широкий спектр мер поддержки нефтегазового машиностроения от субсидирования НИОКР и инжиниринга до стимулирования выпуска готовой продукции, в частности при помощи механизма специальных инвестиционных контрактов. Работа ведется по четырем блокам: технологии, оборудование, материалы и цифровые решения. Российский ТЭК выступает в качестве отраслевого квалифицированного заказчика, что позитивно сказывается на конкурентоспособности российского оборудования. Еще одно важнейшее направление – стандартизация, утверждено более 300 стандартов к 105 проектам. Антон Рубцов подчеркнул важность создания нормативных инструментов защиты отечественных производителей технологий и оборудования для ТЭК на случай возвращения ранее ушедших иностранных производителей. Также важно, чтобы все профильные органы власти при разработке своих отраслевых программных документов учитывали положения недавно утвержденной Энергостратегии-2050 в части достижения технологического суверенитета.
Директор департамента машиностроения для ТЭК Минпромторга РФ Михаил Кузнецов обратил внимание участников совещания на импульс в развитии импортозамещения, который придал процессу национальный проект «Новые атомные и энергетические технологии». Правительство совместно с бизнесом и Институтом нефтегазовых технологических инициатив ведет работу над созданием российских технологий в различных сегментах ТЭК. В рамках федеральных проектов, за которые отвечает министерство, планируется разработка более 300 единиц оборудования, продуктов и компонентов в области для энергетики и нефтегаза в таких направлениях, как нефтепереработка, нефтегазохимия, СПГ. Для этих целей в паспорте национального проекта до 2030 года предусмотрено около 140 млрд руб. бюджетного финансирования. Работа будет осуществляться не только через известные, хорошо зарекомендовавшие себя механизмы, например субсидирование затрат на НИОКР, обратный инжиниринг, но и через новые инструменты, такие как субсидия на компенсацию покупателю разницы в цене отечественного и зарубежного оборудования. Михаил Кузнецов считает важным распространение опыта Координационного совета по импортозамещению нефтегазового оборудования на другие отрасли ТЭК.
И.о. министра промышленности, торговли и энергетики Астраханской области Михаил Кабаков доложил, что технологическая зависимость от импорта в нефтегазовом секторе Астраханского региона отражает общероссийскую тенденцию.
Сложные геологические условия разработки месторождений на территории Астраханской области и континентальном шельфе требуют применения уникальных инновационных технологий и оборудования.
Ведущими нефтегазовыми предприятиями с 2014 года ведется поиск решений по разработке и применению отечественного оборудования и инновационных технологий. Благодаря планомерной работе по импортозамещению за последние два года удалось в определенной степени снизить долю зависимости от импорта оборудования, технологий и услуг в нефтегазовой сфере.
На сегодняшний день региональные нефтегазовые компании оценивают риски невыполнения планов производственной деятельности из-за отказа от поставки сырья, материалов (комплектующих) и услуг как низкие – на уровне менее 40%.
Заместитель председателя комитета Государственной думы по энергетике Юрий Станкевич подчеркнул, что обеспечение национальной энергетической безопасности и сохранение лидирующих позиций России на мировых энергетических рынках требуют активизации совместных усилий органов власти и компаний ТЭК по внедрению в производственные процессы наилучших отечественных технологий.
«Государственная дума возьмет на контроль формирование федеральными органами исполнительной власти плана мероприятий по стимулированию инвестиционной активности в нефтедобывающей отрасли, предусматривающего и меры налогового стимулирования», – заявил он.