0
859
Газета Интернет-версия

18.01.2001 00:00:00

Пять книг недели


Крымский альбом 1999. Историко-краеведческий и литературно-художественный альманах. Сост., предисл. к публ. Д.А. Лосева. - Феодосия, М.: Издательский дом "Коктебель", 2000, 336 с.

НАКОНЕЦ-ТО вышел очередной - долгожданный - том "Крымского альбома", уникального периодического издания, посвященного истории Крыма. Альманах выходил с трудом, после длительного перерыва, связанного с финансовыми трудностями (поэтому и помечен на обложке 99-м годом). И вот благодаря фантастическому упорству его бессменного лидера Дмитрия Лосева эта книжка появилась на свет. В ней - блок, посвященный "крымской пушкинистике", блок, отыгрывающий любопытнейшую тему "Крым и Москва", метафизический путеводитель по Севастополю, заметки о Феодосии. Из фигур в альбоме - симферопольский жилец Илья Сельвинский, как всегда - добрый крымский демон Волошин (но теперь уже в бытность свою в Москве), эксклюзивное интервью Солженицына, который "всей душой с крымчанами", и многое другое. Масса редких фоток, архивных писем и воспоминаний. В общем, если наш Крым, не дай бог, исчезнет с лица земли, то его можно будет восстановить по выпускам "Крымского альбома" - по крайней мере в плане архитектуры, топонимики и исторического ландшафта.

Дональд Бартельми. 60 рассказов. Пер. с англ. и посл. А.Пчелинцева. - СПб.: Симпозиум, 2000, 544 с.

Дональд Бартельми (1931-1989) - самый внятный из той плеяды "черных юмористов", которых только-только стали издавать в России: Пинчон, Барт. Мастер короткометражек - в его первую русскую книгу вошли рассказы, отобранные им как лучшие среди прочих. Абсурдист, американский Зощенко - только более угрюмый, чем Михал Михалыч. Читая Бартельми, понимаешь, что понятие "черного юмора" приклеили к этим ребятам совершенно напрасно. Бартельми - это мизантропия на грани социологии, клише американской жизни, раздутые до маразматических размеров: как огромный воздушный шар, который однажды утром повис над Манхэттеном в одном из его рассказов. Читая его рассказы, все время вспоминаешь MTV, поскольку Бартельми - это ведь самый натуральный прадедушка Бивиса и Баттхеда: тот же идиотизм в ответ на тотальный маразм поведенческих, политических и социальных стереотипов, которых в Америке, как известно, пруд пруди (жаль только, что русский глаз добрую половину кунштюков просто не замечает). В первый сборник Бартельми на русском закрались несколько опечаток, но упрек следует сделать по другому поводу: Бартельми все-таки нужно представлять не тремя невнятными страничками послесловия переводчика, а чем-то более солидным: как в случае с Джоном Бартом, например.

Ну или не представлять вообще.

Скворцов Максим. Душа и навыки. Романы. - М.: Автохтон, 2001, 456 с.

ПРОЗА Максима Скворцова - нежная, страшная, издевательская над собой и над читателем и такая лично-надрывная, что напечатать до сих пор ее было невозможно ни в одном журнале. Это и развитие, и опровержение традиции Эдуарда Лимонова: главный персонаж прозы писателя, джазового пианиста и композитора Скворцова, полностью лишен героизма и стоицизма, он только выясняет: как же так получается, что я пишу и играю хорошую музыку, а она никому не нужна? А как получается, что девушки поют такими нежными голосами? Когда в его прозе появляются вымышленные сюжеты, они строятся на превращениях языка, это авангардистские импровизации словесными средствами, которые, однако, помогают освоиться с тоской и удивлением перед окружающей действительностью. До сих пор Скворцов из литературных своих произведений публиковал только стихи (и страницу, посвященную книгам о музыке и музыкантах, у нас в "EL-НГ"). В книгу вошло четыре романа: "Псевдо" (привет Ромену Гари), "Новые праздники", "Душа и навыки" и "Космос", написанные в течение 1995-1999 годов.

Православие и католичество. От конфронтации к диалогу. Хрестоматия. Составитель Алексей Юдин. - М.: Библейско-богословский институт имени апостола Андрея, 2001, 538 с.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ православия и католичества духовно опасно тем, что опирается на мифы и малое знание о другой стороне. Эта книга нужна для того, чтобы понять устройство мифов и истоки противоборства двух крупнейших христианских конфессий. Антология показывает только один весьма своеобразный аспект проблемы: она о богословском взаимодействии церковного руководства. Это не о Владимире Соловьеве и не о бердяевских межконфессиональных семинарах во Франции. С одной стороны, папские энциклики, постановления католических соборов и Конгрегации вероучения, с другой - ответы Вселенских Патриархов и Священного Синода Русской Православной Церкви. Церемонные, торжественные фразы, за каждым текстом - текущая политика и многовековая история двух (или, может быть, даже более чем двух) больших традиций обращения к Богу. Часть текстов по-русски публикуется впервые, часть перепечатана из различных сборников и периодики России и зарубежья. Правда, ватиканские документы переведены не с латинского языка, а в основном с английского. Есть обзорные статьи по истории разделения и поискам взаимопонимания, написанные Алексеем Юдиным и Александром Доброером.

Лукиан. Сочинения. В 2 т. Под общей редакцией А.И. Зайцева. - СПб.: Алетейя, 2001, 480 с. Серия "Античная библиотека. Античная литература".

ЛУКИАН САМОСАТСКИЙ - одна из самых ярких литературных фигур поздней античности и один из наиболее читаемых древних авторов сейчас. До нас дошло почти все, что он написал: довольно редкий случай "авторской сохранности" в древнегреческой и латинской письменной традициях. Лукиан творил во II в. по Р.Х., в эпоху, в чем-то сходную с нынешней: эпоху переизбытка текстов и торжества литературных аллюзий, когда "быть автором" означало скорее "подводить черту", чем вырисовывать что-то новое. Данный двухтомник тоже подводит черту, но уже в переводческой традиции: он содержит полный и отредактированный (за основу взято наиболее полное русское издание 1935 года) перевод сочинений Лукиана. Это последняя работа замечательного питерского филолога Александра Зайцева, ушедшего из жизни в прошлом году. Вот последний пассаж из его предисловия к двухтомнику (к вопросу об актуальности древних): "Мы почти совсем ничего не узнаем из произведений Лукиана о том, во что верил он лично, что было ему особенно дорого, и действительно ли этот автор был человеком с пустой душой, как считают многие исследователи его творчества, или он, как и многие наши выдающиеся современники, считал, что о таких вещах надо молчать".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Архиереи возглавили легальную борьбу со сталинизмом

Архиереи возглавили легальную борьбу со сталинизмом

Андрей Мельников

Представители РПЦ не побоялись выступить против лево-патриотической оппозиции

0
1398
Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Екатерина Трифонова

Онлайн-формат административного производства не избежал дефектов технического характера

0
1079
Расселения из аварийного жилья россияне ждут в среднем по восемь лет

Расселения из аварийного жилья россияне ждут в среднем по восемь лет

Михаил Сергеев

Недоступность для многих граждан коммерческих новостроек обостряет проблему ветхих домов

0
1101
Хакеры нацелились не только на персональные, но и на инженерные данные

Хакеры нацелились не только на персональные, но и на инженерные данные

Анастасия Башкатова

Промышленным предприятиям надо готовиться к нарастающей киберугрозе

0
1255

Другие новости