Игорь Шайтанов. Дело вкуса: Книга о современной поэзии. – М.: Время, 2007. – 656 с. (Диалог)
Книга представляет собой сборник статей о современной русской поэзии заместителя главного редактора журнала «Вопросы литературы» Игоря Шайтанова. Название книги – это одновременно и декларация творческого метода: «┘поэзия и искусство вообще – дело вкуса. Вкус изменчив, это безусловно так. Его изменчивость – сюжет данной книги. Это не история русской поэзии во второй половине века, но история меняющегося поэтического вкуса, рождающего ожидания, оценки и переоценки. Того, кто хотел бы прочесть объективную историю этого поэтического периода, удивит или раздражит отсутствие тех или иных имен. Иные остались за пределами моего вкуса, вероятно, за пределами моего понимания».
Правда, нужно заметить, что суждения с точки зрения вкуса восстанавливают только субъективную литературную иерархию. А стремиться следует если и не к объективной литературной иерархии (которой, возможно, и не существует), то хотя бы к «интерсубъективной». Кажется, что сегодняшняя литературная ситуация характеризуется отнюдь не дефицитом вкуса, а как раз переизбытком субъективности, вкусовщины, недостатком «общих знаменателей». Да, были те, кто отрицал советскую литературную иерархию, чинопочитание в писательской среде, но ни один литературный критик еще не отстаивал безвкусие как главный методологический принцип.
Самое интересное в книге – это эссе о «странном поэте» Юрии Кузнецове. «Странность – это то, что прежде всего оценили читатели. До того, как стало ясно, талантлив поэт или нет, нравится или отталкивает. После прочтения первый вопрос – что это все значит? Как его понять?» – пишет Шайтанов. И далее: «Критики на него гневались, урезонивали, с ним спорили – в традиции ли русской нравственности пить из черепа отца┘ Мнения разделялись, как практически всегда, когда речь заходит о Юрии Кузнецове. О нем сказано так много, что достаточно лишь упомянуть его имя, чтобы определиться в своих пристрастиях, литературных и совсем нелитературных». Не это ли признак действительного поэтического дарования, не усвоенного, не распыленного в миллионах заимствований? И как контрастируют эти горячие споры с могильным холодом окончательного признания или забвения.
Другие обстоятельные эссе посвящены Леониду Мартынову, Николаю Рубцову, Алексею Прасолову, Давиду Самойлову, Геннадию Русакову, Татьяне Бек, Борису Рыжему, Александру Кушнеру, Инне Лиснянской, Вере Павловой, Олегу Чухонцеву.


