Свердловский губернатор Денис Паслер призвал единороссов никому не отдавать одномандатные округа в Госдуму.
Фото из Telegram-канала «Единая Россия» Свердловская область»
«Единая Россия» еще раз подтвердила, что на выборах в Госдуму-2026 рассчитывает победить во всех 225 одномандатных округах. Очередная заявка прозвучала, например, на конференции свердловских единороссов. «НГ» попыталась выяснить отношение к этому партий так называемой системной оппозиции. О готовности соревноваться с ЕР сказали в КПРФ, а в «Справедливой России» – о том, что вынуждены. «Новые люди» и ЛДПР отнеслись к вопросу «что делать?» без энтузиазма, отреагировав общими словами. Эксперты подтвердили, что у парламентской оппозиции и ресурсов немного, и желания ссориться с властью – тоже. На договоренности с ней рассчитывают все политсилы, но сказать об этом прямо они не могут.
Разговоры о разнарядке сверху на сокрушительную победу ЕР по результатам выборов в Госдуму-2026 еще раз косвенно, но весьма однозначно подтвердил губернатор Свердловской области Денис Паслер. Он, как секретарь регионального отделения, выступил на конференции единороссов и подчеркнул, что «в ближайшее время должны быть созданы местные административные штабы и штабы общественной поддержки, сверстаны планы мероприятий, составлены списки кандидатов и развернута широкая информационная работа с населением». А далее Паслер заявил: «Нам снова предстоит доказать, что ЕР на любом историческом этапе, под любыми внешними проблемами способна достигать поставленных целей – укреплять общественное согласие на благо нашей родины – многонациональной, единой и великой России».
Кстати, полпред президента РФ в Уральском федеральном округе Артем Жога был еще откровеннее: мол, понятно, что руководство страны ориентировано на «сплочение депутатского корпуса и создание единой команды для эффективной коммуникации с избирателями». При этом Паслер не впервые упоминает «стопроцентную победу» по округам. И такие заявки в совокупности со слухами о федеральной разнарядке для ЕР – при явке в 55% набрать не менее 55% по партспискам выглядят своего рода приговором системной оппозиции. Напомним, что в 2021-м ЕР получила 324 мандата, потеряв по сравнению с 2016-м 19 мест, но ей досталось 198 округов. Они же добавили к фракции КПРФ девятерых депутатов, эсэрам – восьмерых, ЛДПР – двух, «Новые люди» тогда не смогли взять ни одного округа. А сейчас, похоже, звучит сигнал об указании сверху обеспечить в будущей Госдуме «суперсверхбольшинство» ЕР. Остальным же партиям, видимо, предлагается проследовать в тупик имени Николая Харитонова – кандидата в президенты от КПРФ, который в 2024-м набрал 4% голосов, почти не отличившись от прочих претендентов.
«НГ» задала партийцам вопрос: «что делать» в таких заранее непростых условиях? Первый зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин охотно ответил «НГ»: «Мы будем бороться и в 2026 году ставить такую же максимальную задачу: взять все 100% одномандатных мест и большинство в Госдуме. Срединная задача – увеличить фракцию. А задача минимум – сохранить фракцию в нынешнем виде». По словам коммуниста, для любой партии логична борьба за власть, а потому слова единороссов его не удивляют. «И мы настроены на решительную борьбу и победу», – заявил Афонин.
В пресс-службе «Справедливой России» ответили только вечером, пояснив «НГ»: «Сильные региональные лидеры, активная помощь избирателям и четкая ясная идея социальной справедливости – преимущества партии, которые признают даже оппоненты. Разного рода начальство может сколько угодно ставить задачу «победить везде», но в итоге состав следующего созыва Госдумы определят избиратели, и именно в реальной защите их интересов ключ к победе». Пока пресс-служба фракции СР раздумывала над комментарием, на вопрос «НГ» ответил экс-депутат шести созывов Госдумы Михаил Емельянов. Он заверил, что его партия тоже будет бороться, но все-таки не столько за победу, сколько за выживание. «У нас почти треть депутатов из 28 человек избрана по одномандатным округам. Но сейчас нашу партию, как и другую оппозицию, загоняют в угол. То, что ЕР ставит задачу стопроцентной победы, – это не очень хорошо для демократии, и это больше похоже на «зарю коммунизма». Видимо, мы возвращаемся к тем временам. Но если такой подход будет реализован, то это дискредитирует выборы прежде всего в глазах граждан страны», – подчеркнул он. Емельянов напомнил, что процесс выдавливания оппозиции из одномандатных округов начался еще четыре года назад, но «партиям все равно придется бороться, просто чтобы выжить».
В пресс-службе «Новых людей» «НГ» ответили так: «На парламентских выборах мы планируем удвоить результаты 2021 года – и, соответственно, увеличить фракцию в Госдуме. При этом мы будем ориентироваться на интересы людей, которых другие фракции сегодня не представляют: предпринимателей, молодых специалистов, студентов. Поскольку они обязательно должны быть представлены в новом созыве, мы уверены в будущем результате». В пресс-службе ЛДПР вопрос «НГ» проигнорировали. Однако зампред Госдумы Борис Чернышев пояснил: «Мы будем бороться и добиваться результатов, у нас есть депутаты, чей успешный опыт побед в округах будем перенимать». Поэтому, сказал он, «не стоит унывать и опускать руки».
Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ»: «То, что остальные партии относятся к выборам без энтузиазма, говорит лишь о том, что они не рассчитывают победить, а намерены так или иначе договариваться с властью. Поэтому не хотят срывать переговоры и портить о себе впечатление модераторов внутренней политики. Но это лишний раз подчеркивает, что эти партии больше объекты, нежели субъекты политической борьбы». Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что «зависание» партий в ответе на понятный вопрос вполне объяснимо: «Это связано с возможностями самих партий. У большинства просто нет кадровой скамейки запасных, чтобы попытаться закрыть кандидатами все 225 округов. Нет ни ресурсов, ни организационных возможностей. Такая сеть есть только у двух партий – ЕР и КПРФ, вот они и комментируют с энтузиазмом». Глава Политической экспертной группы Константин Калачев сказал «НГ», что ответы партий показывают две вещи: «Во-первых, они, конечно, не хотят ссориться с модераторами внутренней политики и ждут, что им предложат. Во-вторых, они не хотят акцентировать внимание, что одномандатные выборы и в прошлом были для них не очень успешны. Особенно это касается «Новых людей» и ЛДПР. Тем более и сейчас у них, видимо, не особенно много сильных кандидатов». «Партиям невыгодно привлекать внимание к собственным проблемам. Тем более что переговорный процесс по выборам в Госдуму начался», – заметил он.


