Виталий Шенталинский. Рабы свободы: Документальные повести. – М.: Прогресс-Плеяда, 2009. – 588 с. ISBN 978-5-93006-085-0
Новое издание книги прозаика и публициста Виталия Шенталинского значительно расширено по сравнению с предыдущим, выпущенным в 1995 году. Каждый из очерков, посвященных поэтам, писателям, философам – жертвам советского тоталитарного режима (Исааку Бабелю, Михаилу Булгакову, Павлу Флоренскому, Николаю Клюеву, Осипу Мандельштаму, Борису Пильняку, Максиму Горькому и другим), дополнен новыми материалами – результатами многолетней работы автора в архивах КГБ и прокуратуры. Книга проиллюстрирована фотографиями из следственных дел и лагерными рисунками художника Бориса Свешникова (1927–1998).
Исаак Башевис Зингер. Сатана в Горае: Повесть о былых временах/ Пер. с идиш И.Некрасова. – М.: Текст, 2009. – 192 с. ISBN 978-5-7516-0813-2
Впервые на русском – повесть нобелевского лауреата Исаака Башевиса Зингера (1904–1991), ставшая его первым большим произведением и сочетающая в себе реализм и мистицизм, психологизм и обращение к еврейскому фольклору. Действие начинается в 1648 году, когда «полчища злодея Хмельницкого» устроили страшную резню в еврейском местечке Горай. В живых остались немногие – «молодые поседели, как старики, раввины и ученые приходили с нищенскими сумами, одетые в лохмотья. Но так уж устроен мир, со временем все становится так, как было», и «жители стали понемногу возвращаться в родные места». В их числе – главные герои повести, старый раввин Бинуш Ашкенази (реб Бинуш) и реб Элузер Бабад.
Артур Мёллер ван ден Брук, Андрей Васильченко. Миф о вечной империи и Третий рейх. – М.: Вече, 2009. – 368 с. (Ariana Mystica). ISBN 978-5-9533-3554-6
Книга включает исследование историка Андрея Васильченко «Мёллер ван ден Брук и немецкий революционный национализм» и выполненный им перевод программного труда немецкого философа и публициста Артура Мёллера ван ден Брука (1876–1925) «Третий рейх» (в данном издании – под названием «Третья империя»), подаривший название самому зловещему режиму XX века. Однако автор, покончивший с собой задолго до прихода к власти Гитлера, не был ни идеологом фашизма, ни его предшественником и демонстрировал более чем сдержанное отношение к национал-социализму. Первоначально Мёллер ван ден Брук намеревался назвать свою книгу «Третья партия». Но по совету друзей отказался от этого заголовка, дабы не создавать впечатления, будто бы речь шла о создании новой партии парламентского типа. Книга-манифест «Третий рейх» состоит из восьми частей: «Революционер», «Социалист», «Либерал», «Демократ», «Пролетарий», «Реакционер», «Консерватор» и «Третья империя».
Роберт Кастель. Метаморфозы социального вопроса. Хроника наемного труда/ Пер. с фр.; общая редакция пер. Н.Шматко. – СПб.: Алетейя, 2009. – 574 с. ISBN 978-5-91419-151-8
Известный французский социолог Роберт Кастель (род. 1933) рассматривает сущность, принципы и историю наемного труда от Средневековья до наших дней, а также связанные с этим вопросы социальной политики и социальной защиты населения. Когда-то «в ряды наемных» попадали прежде всего аутсайдеры – «разорившийся ремесленник; арендатор, которого земля больше не могла прокормить; подмастерье, не имеющий возможности стать мастером», с годами ситуация изменилась: в 1960-е наемный труд стал «базовой матрицей современного общества».
Идрис Шах. Командующее Я: практическая философия в суфийской традиции/ Пер. с англ. Х.Номадова, А.Переведенцева. – М.: Эннеагон Пресс, 2009. – 288 с. ISBN 978-5-91051-035-1
Одна из главных работ писателя, ученого и знатока суфизма Идриса Шаха (1924–1996). По мнению Шаха, Командующее Я – основное препятствие в развитии человека и реализации им собственной уникальной судьбы. Командующее Я весьма изобретательно и скрывает от индивида, что он или она пытается начать бегать, не научившись ходить. Когда другие люди начинают одобрять чьи-либо действия, это ошибочно истолковывается адресатом похвалы как законное основание для его притязаний. За это, разумеется, приходится расплачиваться. Страдающий постоянно воображает, что не способен вернуться к нормальному состоянию, стать более умеренным, скромным, менее самоуверенным, поскольку ему кажется, что это означает обеднение его личности.
Но культурная среда способствует формированию ментальности, поощряющей власть Командующего Я, и на Западе это проявлено в большей степени, чем на Востоке. По этой причине процедуры, разработанные для людей Востока, могуть неожиданно дать отрицательный эффект, если их применить к жителям Запада. Как же решить эту проблему? Идрис Шах предлагает решение в духе суфийской традиции – направлять деятельность Командующего Я в русло достойных мирских амбиций и одновременно продолжать учебу на суфийском Пути в духе скромности, без страсти к самоутверждению.