Алексей Святославский, Анна Ларина. На память городу и миру. Памятники Москвы в старинной открытке. – М.: Древлехранилище, 2010. – 76 с. ISBN 978-5-93646-164-4
Историки и краеведы Алексей Святославский и Анна Ларина составили своеобразный путеводитель по запечатленным на открытках столичным монументам, которые «принципиально отличаются от других памятников, таких как памятники археологии... архитектуры и градостроительства, так как изначально создавались с целью увековечения, сохранения памяти о каком-то выдающемся деятеле или событии». В книге рассматриваются памятники «Защитникам Отечества», «Венценосцам Российским», «Ученым, просветителям, врачам», «Усадебные мемориалы» (названия глав)... В заключение приведен любопытный рейтинг «Десять самых любимых московских монументов» по данным опросов 1989–1994, 1995–1999 и 2009 годов. Во всех случаях лидирует памятник Пушкину на Пушкинской площади, также в тройку призеров входят памятники Минину и Пожарскому и Юрию Долгорукому.
Русский быт по воспоминаниям современников. XVIII век. От Петра до Екатерины II (1697–1761): Сб. отрывков из записок, воспоминаний и писем. – М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2010. – 432 с. ISBN 978-5-85209-242-7
О возросшем интересе к истории быта наших предков свидетельствуют и многочисленные мемуары, и ставшая популярной серия издательства «Молодая гвардия» «Повседневная жизнь...», и многое другое. Свою лепту внесло и переиздание сборника 1914 года, в котором собраны воспоминания очевидцев событий 1697–1761 годов – эпохи царствования Петра I и Екатерины II. Среди авторов – поэт Гаврила Державин и историк Василий Татищев, дипломат князь Борис Куракин и датский посланник Юст Юль, жена английского резидента при русском дворе леди Рондо и жена дворцового управителя Шестакова... В живых, ярких подробностях описаны «Русские за границей», «Придворная жизнь», «Военные мероприятия», «Иностранцы в России», «Дворцовые перевороты» (названия частей книги) и многое другое.
Милан Фюшт. История моей жены. Записки капитана Штэрра/ Пер. с венг. Т.Воронкиной. – М.: Водолей, 2010. – 416 с. ISBN 978-5-91763-029-8
Роман классика венгерской литературы, номинанта на Нобелевскую премию, поэта, прозаика, драматурга, специалиста в области эстетики Милана Фюшта (1888–1967) написан в разгар Второй мировой – в 1942 году, но посвящен не социальным катаклизмам, а вечной теме любви и ревности. Главного героя, морского капитана Жака Штэрра, больше всего волнуют измены его супруги, которая «влюбилась в юношу из благородных... Вся она сделалась словно кипятком ошпаренная – жаркая и мягкая. И хотя на Дэдена вроде бы не и смотрела, но я-то чувствовал, как от нее к молодому человеку непрерывно струятся токи блаженного единения и неразрывной связи. А в каких выражениях она представила его мне? – Это мой самый дорогой друг... конечно, после вас...»
Рохус Миш. Я был телохранителем Гитлера/ Пер. с фр. Ю.Беловой. – М.: Текст, 2010. – 190 с. ISBN 978-5-7516-0762-3
Автор книги – последний солдат (точнее, офицер СС) личной охраны фюрера – рассказывает, «как же получилось, что молодой человек двадцати трех лет от роду провел пять лет рядом с Гитлером», «видел войну из первых рядов, стоя навытяжку┘ находился в самом центре власти, к ней не принадлежа» и «хорошо выполнял свою работу солдата, не более того и не менее». Хотя французский журналист Никола Бурсье, ставший автором литературной записи воспоминаний, считает Миша не просто бессловесным винтиком, жертвой «прививаемого с детства умения подчиняться», но и «чудовищем неведения и слепоты», так и не понявшим пережитой им трагедии.
Владимир Ерёменко. Отчее время: Книга стихов. – СПб.: Алетейя, 2010. – 144 с. ISBN 978-5-91419-273-7
В предисловии к книге известный поэт и переводчик Наталья Ванханен пишет: «У поэта Владимира Ерёменко редкий дар. Ни жить, ни писать бездумно он не умел. В этом смысле ставшая расхожей цитатой строка Баратынского «Все мысль да мысль! Художник бедный слова!» – о нем, о Володе. Только думать он привык сердцем, это не каждому дано». Владимир Ерёменко (1950–1995) принадлежал к поколению, которое входило в литературу в застойные, глухие 1970-е: «Моя нетленная страна,/ Доколе ночь твоя продлится?/ Я выкликаю времена, но их герои прячут лица.// «Оковы тяжкие падут!»/ Куда – с писульками пустыми!/ За так спросонья продадут./ И расстреляют... «холостыми».//...Как спится в каменном дому! Прилег дневальный... Тихо в роте./ И не проснуться никому/ На безымянном повороте».