0
2084
Газета Интернет-версия

01.11.2012 00:00:00

У каждого во рту нога соседа

Тэги: вагинов, сборник


вагинов, сборник

Константин Вагинов. Песня слов/ Сост., вступ. статья и примечания А.Герасимовой.
– М.: ОГИ, 2012. – 386 с.

Эта книга, уверяют издатели, является собранием всех известных на данный момент стихотворений Константина Вагинова. Помимо уже выходивших прежде стихотворных текстов в книгу включены ранние поэтические произведения из «Парчовой тетради», а также различные литературные и фотографические материалы о жизни и творчестве поэта, примыкавшего ко многим объединениям, но всегда остававшегося в стороне от общепризнанных литературных координат.

«Петербург, 1920 или 1921 год. Поэтическая студия Гумилева (…) Стихи читали подряд – как сидели. Гумилев благодушно одобрял, вежливо и высокомерно порицал, если замечал какие-либо отступления от внушаемых им принципов. Стихи Вагинова вызвали в нем сдержанное, бессильное раздражение. Они поистине были «ни на что не похожи»; никакой логики, никакого смысла; образы самые нелепые; синтаксис самый фантастический… Иногда хотелось рассмеяться, махнуть рукой. Но за чепухой вагиновского текста жила и звенела какая-то мелодия, о которой можно было повторить, что Ей без волненья внимать невозможно…» – так писал Георгий Адамович о вечерах поэтической студии «Звучащая раковина», которые посещал Вагинов.

На первый взгляд простые силлабо-тонические стихи при повторных прочтениях все глубже окунают читателя в сюрреальное мироощущение. Поэзия Вагинова существует на грани классической эллинской мудрости и иррационального деструктивного хаоса, перечеркивающего все исконные основы сущего.

Сложность этой поэзии, как ни парадоксально, в ее нарочитой простоте; емкая мнимо наивная форма, переливающийся из стихотворения в стихотворение ямб, простота и причудливость отдельных образов и текстов в целом скрывают под собой запутанные лабиринты авторской мысли, не расшифрованные и едва ли поддающиеся полной дешифровке наслоения подтекстов. Эта поэзия крайне маргинальна, отлична от всего своего окружения и в то же время крепко связана со средой, внутри которой родилась. Рифмованная хаотичность; бесформенность, стремящаяся к космосу.

Отсюда заглавие первой поэтической книги Вагинова – «Путешествие в хаос». Цепляясь друг за друга, стихотворения этой книги сливаются воедино и кажутся поэмой; книгу следует читать подряд, не прерываясь, чтобы почувствовать мелодику, спрятанную за узнаваемой структурой: «Жуют траву стада камней./ В ночи я слышу шорох жуткий,/ И при оранжевой луне/ Уходят в камни наши души». Путешествуя по ландшафтам хаоса, герой Вагинова познает сращение взаимоотталкиваемых предметов внутри деформированного пространства. Души сливаются с бездушными камнями.


Бесформенность, стремящаяся к космосу.
Рисунок Николая Эстиса

В следующей поэтической книге «Петербургские ночи» еще сильнее звучит иррациональная интонация, многие строки своими неожиданными сочетаниями напоминают образы сюрреалистов: «А я сижу с куском Рима в левой ноге./ Никак ее не согнуть./ Господи! Каждый палец мой – умерший город/ А ладонь океан тоски; Палец мой сияет звездой Вифлеема/ В нем раскинулся сад и ручей благовонный звенит;/ Душа повисла шаром на губах; Сидит она торгуя на дороге,/ Пройдет плевок, раскачивая котелком».

И наряду с медитативными сновидческими стихами, избегающими всякого намека на понятность, звучит ирония, замысловато соединенная с пугающей меланхолией: «У каждого во рту нога соседа,/ А степь сияет. Летний вечер тих./ Я в мертвом поезде на север еду, в город/ Где солнце мертвое, как лед блестит».

И здесь же, поблизости, поистине хрестоматийный текст Вагинова, опять-таки печальный и ироничный, внутри которого синтезированы эллинское и современное автору временные измерения:

Я снял сапог и променял

на звезды,

А звезды променял

на ситцевый халат,

Как глуп и прост

и беден путь Господний,

Я променял на перец шоколад.

Мой друг ушел и спит

с осколком лиры,

Он все еще Эллады ловит

вздох.

И чудится ему,

что у истоков милых,

Склоняя лавр, возлюбленная

ждет.

В сущности, Вагинов был обэриутом до обэриутов. Его тяга к созданию иррациональных текстов неизбежно вела к обэриутской наивной абсурдности. В его стихах 1927–1934 гг. несколько меняется форма текста, возникает некая изломанность ритма, упрощается синтаксис, образы становятся еще причудливей, однако основные темы остаются неизменными – герой продолжает свое странствие по коридорам хаоса.

Все компоненты перемешаны между собой, диалоги теперь ведут старые и молодые слова, освобожденные от говорящих субъектов – их голоса сливаются в одну полифоническую Песню слов: «Здесь запах книг,/ Здесь стук жуков,/ Как будто тиканье часов./ Здесь время снизу жрет слова,/ А наверху идет борьба».

Своей полусумбурной песней слова запечатлели всеобщий излом. Поэт-сновидец Вагинов помог нам услышать их голоса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
411
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
451
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
280
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
182

Другие новости