В ходе «народного референдума КПРФ» мобилизуется в основном ядерный партийный электорат. Фото с сайта www.kprf.ru
Как выяснила «НГ», КПРФ разрабатывает цифровые политтехнологии для решения ключевой задачи – аккумулирования ныне разрозненного ее электората. Такие подходы планируется внедрять для кампании в Госдуму-2026, причем даже и принудительно. Но в ходе единого дня голосования (ЕДГ) 2025 года будет применяться классическая для левых тактика – от двери к двери с газетами и листовками. Традиционные агитматериалы плохи тем, что они точечно воздействуют на избирателей, а необходима их массовая мобилизация. Без нее КПРФ скорее всего не сможет показать значимого успеха, поломав тем самым сценарий будущих федеральных выборов, который направлен на понижение роли и места партии в политсистеме.
В КПРФ подготовлен интересный документ под названием «Выборы-2026 – момент истины, анализ вызовов и победные стратегии». Там есть не только идеологические постулаты, но и конкретные предложения по модернизации избирательных политтехнологий. О них руководитель аналитического управления партии Сергей Обухов рассказал, например, слушателям Центра политической учебы КПРФ.
Меры по обновлению, в основном цифровому, «избирательной машины» КПРФ представляют собой несколько принципиальных моментов. Во-первых, это преодоление «разрыва поколений» в агитации: предлагается выход на новые группы избирателей – трудящихся массовых профессий, фрилансеров, ИТ-специалистов, молодых матерей, предпенсионеров и прочих современных профессиональных и возрастных слоев населения. Для всех них нужны будут отдельные точные месседжи. Во-вторых, предлагается переориентация агитработы в пользу цифровых форматов, чтобы снизить зависимость от массовых тиражей печатной продукции, которые недешевы, а эффект имеют точечный. Газеты и листовки будут изготовлять в небольшом количестве для личных встреч с избирателями.
В-третьих, предполагается активное использование нейросетей для оперативного создания агитматериалов, что, в частности, даст политтехнологам партии больше времени для генерации новых слоганов и образов. В-четвертых, требуется создать сеть из «групп электронщиков», чтобы и объединить авторитетных партийных блогеров, и развернуть в выборных штабах службы мониторинга упоминаний о партии, которые могли бы оперативно корректировать адресные послания тем или иным категориям избирателей. Пятый пункт этого плана выглядит малореальным: «Решительное преодоление консерватизма части актива в отношении цифровой среды через волевые решения комитетов». Потому что, хотя системная работа в соцсетях и мессенджерах – это необходимость, а не опция, сейчас этого до сих пор не видно. Шестой пункт говорит о минимизации услуг дорогостоящих непартийных политтехнологов. А седьмой пункт итоговый: необходимо сосредоточиться на качественном, а не только количественном росте партийных рядов.
По мнению Обухова, выборы в Госдуму-2026 станут «моментом истины» для КПРФ, которая полна решимости оппонировать именно «Единой России», бороться с ней за первенство, а не только за сохранение статуса ведущей оппозиционной силы. Однако этот прекрасный план предполагается начать реализовывать только в будущем году, хотя он нужен уже в этом: новые подходы по розыску составных частей партийного электората требуются для ЕДГ-2025, который представляет собой генеральную репетицию будущей федеральной кампании. Если в этом году коммунисты себя не покажут, то в 2026-м им точно предстоит серьезная драка за то, чтобы сохранить за собой хотя бы третье место и не скатиться на четвертое. А такой вариант публично не отрицает и сам Обухов. Тем не менее для ЕДГ-2025, судя по всему, не удастся применить ничего более значимого, кроме как классической для КПРФ тактики агитации от двери к двери. То есть собрать электорат по максимуму вряд ли получится.
Источник «НГ», близкий к структурам администрации президента РФ, пояснил: «На самом деле карта КПРФ реально еще не бита. Да, отовсюду идет трансляция прогнозов о втором месте ЛДПР на выборах в Госдуму, есть и соответствующая социология. Но одно дело теория, на практике же все может оказаться совсем по-другому». Насколько может быть эффективной тактика сбора электората по принципу «курочка по зернышку клюет», «НГ» спросила у экспертов, которые, правда, засомневались и в том, что ее даже теоретически возможно реализовать.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заявил «НГ», что самой эффективной выглядит технология «из двора в двор», но именно ее давно и прочно использует партия власти. Между тем у коммунистов «нет ни нужного количества депутатов, не будет и такого количества кандидатов». Он сразу подсчитал, что на 100 млн избирателей нужно будет провести от 100 тыс. до миллиона встреч, а это в принципе невозможно за время кампании. Что же касается представленной тактики и политтехнологии, то Калачев назвал это попыткой вернуть разные группы составного левого электората. Но эти попытки малоэффективны без конкретных предложений по проблемам, без законопроектов и т.д. «Это благие намерения при плохой игре. Сперва надо найти эти протестные группы, потом к ним присоединиться, а потом не просто их зацепить, а привлечь на свою сторону», – отметил он. В то же время Калачев обратил внимание, что коммунисты активно спекулируют на слове «победа», хотя сейчас протестный электорат больше настроен на слово «мир». «Одно дело, если они хотят собрать протестных ультра-патриотов, типа пригожинцев. И совсем другое, если городской, модернистский молодежный электорат. Но даже для патриотического сегмента очевидно, что к победе в прошлой великой войне нынешние коммунисты не имеют отношения, а к победе в СВО не будут иметь», – подчеркнул Калачев.
Привлечение блогеров могло бы быть эффективным, но за последние годы стало ясно, что КПРФ не может защищать своих информационных активистов. Привлечение же нейросетей не решает проблем, потому что дело не столько в инструменте, сколько в контенте: «Обухов очень хочет создать современный цифровой штаб, но невозможно приготовить омлет, не разбив яиц. Образы молодого сексуального Ленина это, конечно, прекрасно, но он не привлечет много новых избирателей. Так же комсомол – КПРФ не решает проблему привлечения молодежи в эту партию», – сказал «НГ» Калачев.
«При нынешнем раскладе битва идет не за идейный электорат, а за тех, кто «не голосует за ЕР». Поэтому нынешнюю КПРФ явно выводят в «тупик Харитонова». Особенно если на выборах нынешнего года в большинстве заксобраний и гордум коммунистов обгонит ЛДПР. Тем более что есть ощущение: ЕР явно ведут к уровню поддержки в 70%, то есть остальным четырем парламентским партиям остается около 30%, а это означает результаты с минимальной разницей между ними», – пояснил Калачев.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил «НГ»: «Коммунисты пытаются создать партию нового типа, хотя и используют для того ленинские методички о «взятии почты, телеграфа и телефона». В нынешнем времени это Telegram, другие соцсети, мобильные базы сторонников и т.д. Это действительно все грамотно и красиво, это интересная и, главное, – рабочая методика. Есть лишь одно «но»: она не будет работать до тех пор, пока в стране нет революционной ситуации или хотя бы сильной турбуленции. И сами же коммунисты явно не готовы идти на обострение, например, жестко критиковать руководство страны. Поэтому протестный пар будет уходить в свисток». Потому что, заметил Мухин, критиковать только муниципальные, да пусть даже и региональные, власти – этого будет явно маловато для привлечения в электорат партии новых протестных групп. Более того, «мало будет эти группы просто зацепить, нужно прорабатывать их запросы, то есть фактически поднимать их на борьбу, на что левые сейчас тоже не пойдут».
Вспомогательные же методы, вроде использования нейросетей, не выглядят убедительными с точки зрения их влияния на результаты кампании. Объединение популярных левых блогеров, конечно, могло бы повлиять на эффективность агитации, но этот план сам по себе выглядит нереалистичным хотя бы потому, что он доселе не был реализован. А вот принудительное обучение обкомов цифровой грамотности Мухин назвал своевременной необходимостью. Дескать, это похоже на прежние кампании по повышению половой грамотности коммунистов, хотя «тогда загодя боролись с эпидемиями, а сейчас пытаются наверстать то, что нужно было делать еще позавчера или вообще лет десять назад». По его мнению, «большого прорыва вперед это не даст». А вот обучение именно собственных партийных политтехнологов Мухин считает удачным ходом. При этом он подчеркнул, что хотя попытка переосмыслить политтехнологии и выглядит логичной, с их реализацией в условиях СВО вряд ли что-то получится.При этом Мухин настаивает, что электоральная судьба КПРФ все-таки еще не предрешена, не факт, что она уступит свое второе место и в нынешнем, и в будущем году: «Пока еще это главная оппозиционная партия, которая продолжает оппонировать власть. КПРФ, как та лягушка из сказки, не тонет в политическом молоке, а взбивает его, чтобы в нужный момент прыгнуть. Вполне возможно, что вовсе не ЛДПР будет повсеместно второй партией в заксобраниях и гордумах, а именно КПРФ», – пояснил он. Но повторил, что сделать настоящий прорыв, то есть улучшить прежние результаты, коммунистам вряд ли удастся. «Все установки взяты на вооружение ЕР: и популярные блогеры, и искусственный интеллект, и работа по социалке. Если и президент говорит о строительстве социального государства, то левым придется как-то объяснять народу, чем оно отличается от социалистического. Например, вроде бы должно быть обобщение средств производства, читай – национализация. Но и этим уже активно занимается именно власть», – подчеркнул Мухин.