0
12512
Газета Интернет-версия

21.07.2016 00:01:00

Смотря какая бабель…

Геннадий Евграфов

Об авторе: Геннадий Рафаилович Гутман (псевдоним Г. Евграфов) – литератор, один из редакторов альманаха «Весть».

Тэги: бабель, гражданская война, буденный, василий аксенов, маяковский, горький, первая мировая война, еврее, марксизм, осип мандельштам, сталин


фото
Он не был в конфликте с эпохой.
Фото 1933 года

В конце 20-х по литературной Москве гуляла такая история: «Буденного как-то раз спросили: «Вам нравится Бабель?» – «Смотря какая бабель», – ответил герой Гражданской войны». И усмехнулся в известные всей стране усы.

Бабизм Бабеля (Буденный)

Первые новеллы из «Конармии» появились в 1923–1925 годах в одесских журналах и газетах, в московских «Лефе», «Красной нови», «Прожекторе» и «Правде».

Бабель писал ярко, рельефно и колоритно, писал жестко, временами жестоко. Это была живопись словом – сочная, чувственная, соленая. Миф о благородных красноармейцах разбивался в прах, героика Гражданской войны оборачивалась кровью, насилием, произволом с обеих сторон.  В «Конармейском дневнике» 1920 года есть такая запись: «Маленький еврей философ. Невообразимая лавка – Диккенс, метлы и золотые туфли. Его философия – все говорят, что они воюют за правду, и все грабят. Если бы хоть какое-нибудь правительство было доброе».

Рассказы вызвали неоднозначную реакцию как в литературной, так и в читательской среде. Литературная среда (с оговорками) ярость, экспрессию и беспощадность изображения Бабелем нравов, царивших в 1-й Конной, приняла, читатели, среди которых большинство составляли ее бывшие бойцы, – нет.

В редакции посыпались негодующие письма, осуждающие «идеологически вредные» рассказы и их автора, у которого «больное воображение» («не из наших»!), в иных говорилось, что, перед публикацией необходимо было конармейцам просмотреть рукопись. Маяковский по этому поводу остроумно заметил, что прежде чем писать о нравах Конармии, автор должен был доложить об этом своим начальникам (традиция, заложенная бойцами 1-й Конной, оказалась живучей – рассказ Василия Аксенова «Товарищ красивый Фуражкин», появившийся в «Юности» в 1964 году, вызвал гневную отповедь ялтинских таксистов. Через четыре года история повторилась с Кузнецовым – рассказ «Артист миманса», опубликованный в «Новом мире» в 1968-м, вызвал возмущенные письма в редакцию артистов балета).

картина
Уводили его на рассвете...
Альбрехт Альтдорфер.
Арест Христа. 1509-1516.
Монастырь Святого Флориана,
Линц

В 1924 году на Бабеля налетел сам командующий 1-й Конной Семен Буденный. В статье «Бабизм Бабеля из «Красной нови» («Октябрь», 1924, № 3) он обвинил своего бывшего бойца в непонимании сущности «небывалой в истории человечества» классовой борьбы, вследствие чего отказал ему «быть диалектиком», «марксистом-художником», назвал «гражданином Бабелем», обозвал «мелкотравчатым и идеологически чуждым нам» и, чтобы уязвить посильнее, отказал в мужестве и мужественности: «Гражданин Бабель рассказывает нам про Конную Армию бабьи сплетни, роется в бабьем барахле-белье, с ужасом по-бабьи рассказывает о том, что голодный красноармеец где-то взял буханку хлеба и курицу; выдумывает небылицы, обливает грязью лучших командиров-коммунистов, фантазирует и просто лжет». Но этих ударов ему показалось мало, и, лихо размахивая пером, как шашкой, бывший командарм бросил ему самое главное обвинение – поставил в ряд идеологических врагов Советской власти – «господ Сувориных, Милюковых, Деникиных и пр..». Затем обругал клеветником и «дегенератом от литературы», рассказывающим «старый бред, который преломился через призму его садизма и дегенерации»; тем самым зачислив в садисты и в ряды «старой, гнилой, грязной и развратной» интеллигенции (к лику которой вкупе к Арцыбашеву присовокупил Куприна).

Обвинения были нешуточные, если бы на дворе стоял год не 24-й, а 37-й, то вскоре можно было ожидать прихода «славных ребят из железных ворот ГПУ». Но в 24-м со двора за такое пока еще не забирали, и Бабель уцелел. Придут за ним 15 мая 1939 года.

В конце своего возмущенного кавалерийского наскока Буденный искренне недоумевал: «Как мог наш советский художественно-публицистический журнал с ответственным редактором-коммунистом во главе в 1924 г. у нас в СССР допускать петь подобные песни, не проверив их идеологического смысла и исторически правильного содержания».

Бывший крестьянин, не переступавший школьного порога, правда овладевший грамотой, проявлял познания в литературе, истории и марксистско-ленинской философии, присущие образованному интеллигенту средней руки (по версии Парсамова и Фельдмана, за статьей стоял некий Орловский. «Вопросы литературы», 2011, № 6). Но в то время ни у кого это удивления не вызвало.

В конце автор задавался вопросом: «Неужели т. Воронский так любит эти вонючие бабье-бабелевские пикантности, что позволяет печатать безответственные небылицы в столь ответственном журнале?..» Вопрос был риторическим. Красный конник Буденный не мог знать, что революционер, большевик, литературный критик «т. Воронский» любил не «вонючие… пикантности», а литературу, потому и напечатал «Конармию». В 1924 году «бабелевские небылицы» сойдут Воронскому с рук, его исключат из партии и расстреляют за принадлежность к троцкистской оппозиции 13 августа 1937 года. Через три месяца после ареста Бабеля.

Но атака захлебнулась, «Красная новь» как ни в чем не бывало продолжала публиковать новеллы, отдельной книгой «Конармия» вышла в ГИЗе в 1926 году.

С высоты коня (Горький)

Первые рассказы Бабеля «Мама, Римма и Алла» и «Илья Исаакович и Маргарита Прокофьевна» опубликовал Горький в своем журнале «Летопись» в ноябре 1916 года.

Шла Первая мировая, цензура свирепствовала, увидела в рассказах «порнографию», молодого автора привлекли к ответственности, но обвинили еще по двум статьям – «кощунство и покушение на ниспровержение существующего строя». Осудить не успели, грянул 17-й год, в стране все перевернулось, старые законы были отменены, судить «ниспровергателя»  строя, который был уже свергнут, было не за что.

Встреча с Горьким решила судьбу. В молодом провинциале, явившемся в Петроград из Киева, он разглядел талант – хрупкий, неокрепший. Чтобы талант окреп, посоветовал «идти в люди» (через несколько дней после смерти матери, писал автор повести «Детство», дед обратился к нему с такими словами: «Ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди». Пешков пошел, стал Максимом Горьким. Счел этот путь для начинающих авторов универсальным и всегда молодых отправлял «в люди»). Бабель совету внял, служил в Наркомпросе, в типографии, одно время был репортером, затем записался в 1-ю Конную. Отвоевав, вновь взялся за перо.  Алексей Максимович нашел, что «крестник» «созрел», и дал добро: «Пожалуй, можно начинать...» И Бабель начал. Во второй раз.

В 1928 году Горький в главной газете страны, рассказывая рабселькорам и военкорам о том, как он учился писать, вспомнил про нападки Буденного на своего любимца: «Товарищ Буденный охаял «Конармию» Бабеля – мне кажется, что это сделано напрасно: сам товарищ Буденный любит извне украшать не только своих бойцов, но и лошадей. Бабель украсил бойцов его изнутри и, на мой взгляд, лучше, правдивее, чем Гоголь запорожцев» («Правда», 1928, 30 сентября). Но это была вторая редакция фрагмента – весьма мягкая. В первом были такие слова: «Товарищ Буденный, разрешите сказать Вам, что... въехав в литературу на коне и с высоты коня критикуя ее, Вы уподобляете себя тем бесшабашным критикам, которые разъезжают по литературе в телегах плохо усвоенной теории, а для правильной и полезной критики необходимо, чтобы критик был или культурно выше литератора, или – по крайней мере – стоял на одном уровне культуры с ним». Член редколлегии, старый большевик Артемий Халатов посоветовал «Буревестнику» смягчить выражения. «Буревестник» смягчил.

26 октября 1928 года классику советской литературы ответил классик Гражданской войны – «Правда» напечатала «Открытое письмо Максиму Горькому», в котором Буденный заявил, что мнение свое о Бабеле менять не собирается. Несмотря на уважительное отношение к пролетарскому писателю, который в отношении Бабеля заблуждается.

Это главное. Все остальное в буденновской риторике я опускаю. Но Горький бы не был Горьким, если бы не оставил в таком деле, как литература, последнее слово за собой. Он отверг обвинения своего любимца в клевете, эротомании и садизме: «Не могу согласиться с Вами в оценке «Конармии» Бабеля и решительно протестую против Вашей квалификации этого талантливого писателя» (Ответ Буденному, «Правда», 1928, 27 ноября). На этом полемика прекратилась, командарм Конармии маршалу литературы больше не возражал.

Невежество 

унтер-офицерского 

марксизма (Бабель)

Бабель письмо Горького прочитал и остался им недоволен. Недовольство выразил в письме к Слоним 29 ноября 1928 года: «Номера «Правды» с письмом Буденного у меня, к сожалению, нету (близкая приятельница просила прислать газету. – Г.Е.) Не держу у себя дома таких вонючих документов. Прочитайте ответ Горького. По-моему, он слишком мягко отвечает на этот документ, полный зловонного невежества и унтер-офицерского марксизма» (Бабель не знал про совет осторожного Халатова).

Через два года на одном из писательских собраний, когда речь зашла об этой полемике, он сказал: «…мне жаль, что С.М. Буденный не догадался обратиться ко мне в свое время за союзом против моей «Конармии», ибо «Конармия» мне не нравится».

То, что Бабель мог (не боясь) написать в частном письме 28 года, он не мог повторить (опасаясь) вслух в 30-х.

Ему дали топтать землю и смотреть в небо, дышать, а значит, и писать еще девять лет.

«Чем пахнет» 

(Мандельштам)

Бабель в конфликте с эпохой не был – в конфликте были Мандельштам, Ахматова; эпоху не замечали – презирали – Хармс, Введенский; воспевали не только Безыменский, Гладков (посредственности), но и Маяковский, Катаев (таланты).

В середине 30-х он стал ходить к «милиционерам». Так в близком писательском кругу называли чекистов. Он с ними разговаривал, пил с самым «главным», пытался понять. Надежда Мандельштам вспоминала: «О.М. заинтересовался, почему Бабеля тянет к «милиционерам». Распределитель, где выдают смерть? Вложить персты?» – «Нет, – ответил Бабель, – пальцами трогать не буду, а так потяну носом: чем пахнет?»

Пахло смертью – расстрелом в тюремных коридорах Лубянки, в лучшем случае – лагерями. Люди исчезали каждый день, знакомые и незнакомые, в кругу знакомых сегодня спрашивали себя и родных, что будет завтра.

Узнать «как пахнет» означало для него понять, как там все устроено.

Он был необычайно умен и чрезвычайно любопытен. Желание все «пощупать собственными руками» было связано с его писательским мироустройством. Из-за любопытства, а не из-за страха (как считали некоторые современники) ходил Бабель в дом Ежова. Любопытство влекло к бездне, разум подсказывал – будь осторожен.

Но – «есть упоение в бою и бездны…».

Вот именно – на краю.

Желание понять победило благоразумие. Бабель приблизился к самому краю, хотел заглянуть за… и оступился. До самого конца не верил, что с ним это может случиться (жена Бабеля в разговоре с осведомителем рассказала, что спросила мужа: «А вас не могут арестовать?» На это Бабель ей ответил: «При жизни старика (Горького) это было невозможно. А теперь это все же затруднительно». Ошибся. В созданном Сталиным государстве из железа и стали, шизофреническом мире двоедушия и двоемыслия случиться могло что угодно… Еще до Ежова на даче Горького расспрашивал Ягоду: «Генрих Григорьевич, скажите, как надо себя вести, если попадешь к вам в лапы?»  Тот живо ответил: «Все отрицать, какие бы обвинения мы ни предъявляли, говорить «нет», только «нет», все отрицать – тогда мы бессильны».

Генеральный комиссар госбезопасности лукавил, когда говорил Бабелю «говорите нет» – умолчал о методах воздействия на арестованных гэпэушных следователей, физических и психологических. «Нет» говорили единицы (но и это их не спасало).

Из Бабеля выбили показания, которые нужны были следствию, он признал себя виновным во всех предъявленных ему преступлениях, но, когда морок отпустил, нашел в себе силы от всех «показаний» отказаться. Советский писатель Бабель отказался быть французским и австрийским шпионом: «Шпионом не был, виновным себя не признаю…» Но для Военной коллегии Верховного Суда СССР отказ был несущественным. 26 января 1940 года она признала Бабеля виновным в «антисоветской заговорщической террористической деятельности» и шпионаже и приговорила к расстрелу…

«Именем Союза Советских Социалистических Республик…».

Бабель валюты не стоит (Сталин)

В июне 1932 года Горький просил ЦК разрешить Бабелю выехать за границу на короткий срок. О чем генсеку доложил в письме Каганович. Сталин ответил: «По-моему, Бабель не стоит того, чтобы тратить валюту на его поездку за границу».

Вертлявого все же за границу, во Францию, на полтора месяца отпустили.

А propos – однотомник Бабеля, изданный в 1966 году, можно было купить либо по блату, либо в книжном отделе валютной «Березки».

Апокриф (старый дурак не опасен).

У этого апокрифа есть несколько редакций, я свел в одну. Однажды на дачу к Маршалу приехали чекисты с ордером на арест. Когда они появились у ворот дачи, герой Гражданской войны стал названивать Сталину: «Иосиф, контрреволюция! Меня пришли арестовывать! Живым не сдамся!» Затем выставил в окно пулемет и приготовился отразить вторжение. Чекисты, недолго думая, погрузились в автомобиль и отбыли восвояси. Когда Хозяину доложили о происшедшем, тот распорядился оставить Буденного в покое: «Этот старый дурак не опасен». 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1581
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
778
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4001
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3100

Другие новости