0
4164
Газета Печатная версия

19.12.2019 00:01:00

Две иконы стиля

История общения Андрея Вознесенского и Жаклин Кеннеди-Онассис

Тэги: андрей вознесенский, поэзия, джон кеннеди, жаклин кеннеди, ссср, сша, выставка, история, литература


(андрей вознесенский, поэзия, джон кеннеди, жаклин кеннеди, ссср, сша, выставка, история, литература Андрей Вознесенский и Жаклин Кеннеди: взаимное открытие «континентов». Фото © Центр Вознесенского

В Центре Вознесенского состоялось открытие мультимедийного проекта «Поэт и Леди», посвященного многолетней дружбе поэта Андрея Вознесенского и первой леди США Жаклин Кеннеди-Онассис. Куратор проекта, главный редактор журнала «Сноб» Сергей Николаевич представил выставку собравшимся гостям. «Когда мы начали погружаться в мир Жаклин Кеннеди и Андрея Вознесенского, то поняли, как много еще не знаем. Во время подготовки выставки стало известно, что существует целый материк под названием Америка Вознесенского, а мы увидели только линию горизонта», – поделился Сергей Николаевич.

Как отметил куратор выставки, огромное значение для поэта имели поездки в Америку, страну мечты, новых рифм, новых встреч, новой реальности. Самым интересным для создателей проекта было понять, что значила для Вознесенского и его поколения эта страна. Для выставки была взята лишь одна страница – эпизод, связанный с Жаклин Кеннеди-Онассис.

По словам Николаевича, новая выставка в Центре Вознесенского получилась более исторической и менее атмосферной, чем предыдущие проекты. Однако эти слова куратора можно отнести лишь к первому залу экспозиции, где представлены биографии героев в формате газетных вырезок. С одной стороны, «линия жизни» Жаклин Кеннеди-Онассис, с другой – хроника поездок Вознесенского в США и его творческие связи с выдающимися представителями американской культуры.

В витринах первого зала – американские издания его книг 1960–1970-х годов, в том числе билингвальные, и виниловый диск с фрагментами сборника «Антимиры», которые читают переводчики Вознесенского – поэты и драматурги Уистен Хью Оден, Уильям Джей Смит, Ричард Уилбер и Стэнли Кьюниц. Линия Вознесенского переходит, соединяясь и пересекаясь, в линию Зои Богуславской, писателя и культуртрегера, супруги и неизменной музы поэта, чья творческая биография также тесно связана с Америкой. В конце зала размещено большое видеоинтервью Зои Богуславской об общих с Вознесенским американских друзьях, встречах с заокеанскими политиками и знаменитостями. В центре зала – видеоинсталляция, подготовленная на основе фото, кино- и телехроники 1960–1970-х годов.

Второй зал дизайнер Юлия Наполова сделала более камерным и домашним. Здесь воссоздана атмосфера нью-йоркской гостиной, где Жаклин Кеннеди жила долгие годы, уже не будучи первой леди. Встречают гостей экспозиции – витрины с книгами, ведь знаменитая Джеки – библиофил, издатель и редактор. С 1975 года она сумела утвердиться в литературной среде Нью-Йорка как вдумчивый и серьезный профессионал. На ее счету несколько десятков выпущенных книг – мемуары Майкла Джексона «Лунная походка», роман нобелевского лауреата Нагиба Махфуза «Каирская трилогия», фотоальбом, посвященный неизвестному Версалю, и многие другие. Символично, что одна из первых книг, подготовленных Жаклин, называлась «В русском стиле», а одной из последних стал роман Эдварда Радзинского «Последний царь». Некоторые из этих книг экспонируются на выставке «Поэт и Леди».

На стенах «гостиной» – памятные фотографии, графика, гравюры. Среди них работы художника, чье имя важно для Жаклин, – Франца Буеба, немца, эмигрировавшего в США и сделавшего себе имя в качестве известного салонного рисовальщика, портретиста светских красавиц Нью-Йорка и Палм-Бич. Еще один примечательный экспонат – вечернее платье изо льна, копия работы Олега Кассини, созданное специально для Жаклин Кеннеди в 1965 году. Тут снова мерцает интерес и любовь Жаклин к русскому стилю и России. Этот экспонат – из коллекции Фонда историка моды Александра Васильева. В центре этого зала – история и образ легендарной видеомы Вознесенского «Бабочка Набокова», которая понравилась Жаклин.

Третий зал выставки – аттракцион в жанре видеоинсталляции. Зритель оказывается в окружении зеркальных видеопроекций, переосмысляющих американское искусство 1960-х и использующих растровую эстетику короля американского поп-арта Роя Лихтенштейна. Атмосфера богемного шика ночной жизни Нью-Йорка 1960–1970-х, эпохи поп-арта и диско. Жаклин Кеннеди-Онассис и Андрей Вознесенский – каждый по свою сторону океана – иконы стиля и создатели модных трендов того времени.

Выставку сопроводило издание книги «Поэт и Леди» – совместный проект «Редакции Елены Шубиной» и Центра Вознесенского. Выставка будет открыта до 14 марта 2020 года. В рамках проекта проходят лекции, встречи и программа кинопоказов «Голливудское зеркало Америки 1960–1970-х» – голливудские блокбастеры 1960–1970-х, каждый из которых вошел в историю мирового кинематографа.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
1008
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
960
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
1056
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
933