0
2239
Газета Печатная версия

26.12.2019 00:01:00

От золотого осла до царь-рыбы

История о том, как книга бумажная спасла книгу каменную

Тэги: проза, история, европа, андрей битов, сервантес, рабле, достоевский


47-15-11250.jpg
Игорь Клех. Как писались великие
 романы?– М.: Вече, 2019. – 448 с.
 (100 великих романов).
Сборник писателя, эссеиста Игоря Клеха включает 100 эссе о классиках мировой литературы и их произведениях, использованных в серии «100 великих романов» издательства «Вече».

Автор исходит из представления о взаимосвязи писателей разных стран и эпох: литераторы живут не в безвоздушном пространстве, а в едином культурном «силовом поле», где все взаимосвязано. Среди героев книги Клеха – Апулей с его «Золотым ослом», Мигель де Сервантес Сааведра с «Хитроумным идальго Дон Кихотом Ламанчским», Франсуа Рабле с «Гаргантюа и Пантагрюэлем», Даниель Дефо с «Робинзоном Крузо», Брэм Стокер с «Дракулой», Стендаль с «Красным и черным», Чарльз Диккенс с «Большими надеждами» и «Приключениями Оливера Твиста», Марк Твен с «Приключениями Тома Сойера», Николай Гоголь с «Мертвыми душами», Лев Толстой с «Войной и миром», «Анной Карениной» и «Воскресением», Александр Беляев с «Человеком-амфибией», Виктор Астафьев с «Царь-рыбой» и многие-многие другие.

В том числе внезапно актуальный после апрельского пожара в Нотр-Дам-де-Пари Виктор Гюго с «Собором Парижской Богоматери» – романом, в свое время спасшим архитектурный памятник от гибели: «Это чистая правда: Нотр-Дам-де-Пари – главную наряду с Эйфелевой башней эмблему и приманку Парижа – в очередной раз намеревались снести или перестроить перед появлением в 1831 году романа Гюго «Собор Парижской Богоматери». Центральный католический храм французской столицы и ровесник Москвы пострадал еще при «короле-солнце» Людовике XIV, лишившись своих захоронений и витражей под лозунгом «больше света!». Столетием позже Робеспьер грозился снести эту «твердыню мракобесия», но ограничился превращением ее в Храм Разума, уничтожением статуй (им отрубили головы!) и выкупом от парижан на нужды революции (не наши большевики в подобных делах были первыми). Снесли бы собор и при Бурбонах, но на волне романтизма в художественной литературе заскучавшую было Европу охватила мода на готику. В результате чего собор Парижской Богоматери не только не снесли, но отреставрировали с небывалым размахом и вкусом. Оставаясь храмом, он стал главной достопримечательностью Парижа, которую в наши дни помимо прихожан посещают до 14 млн туристов ежегодно.

А начало славе собора и такому отношению к творческому и культурному наследию положил культовый роман Гюго, растиражированный в бесчисленных изданиях, переводах, постановках на оперной и балетной сценах, в кинофильмах, мультфильмах и далее везде, заодно с собором. Так одна книга, бумажная, спасла другую – каменную. Потому что готические соборы и возводились как «Библия для неграмотных»…»

До выхода книги многие эссе из нее печатались в «НГ-EL».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Святой с мечом: за что в России почитают князя Александра Невского

Святой с мечом: за что в России почитают князя Александра Невского

Татьяна Астафьева

0
1337
Богомолов и либерализм

Богомолов и либерализм

Александр Щипков

Автор нашумевшего манифеста призывает вернуться к истокам – так когда-то коммунисты призывали вернуться к "ленинским заветам"

0
1413
Наполеоновские войны и «четыре полицейских»

Наполеоновские войны и «четыре полицейских»

Дмитрий Малышев

Смена мировых порядков в Вестфальское трехсотлетие

0
294
«Прекрасная эпоха» Александра III

«Прекрасная эпоха» Александра III

Иван Дронов

Император был не только современником, но и активным участником культурного процесса

0
1176

Другие новости

Загрузка...