0
1927
Газета Печатная версия

19.08.2020 20:30:00

«Москва» всегда на светлой стороне

Онлайн-презентация романа Юрия Быкова о попаданцах

Тэги: проза, фантастика, попаданцы, журнал москва, сталин, пушкин, иван грозный, печорин, андрей болконский, робинзон, иешуа, бильбо беггинс, тютчев, бунин, тургенев


проза, фантастика, попаданцы, журнал «москва», сталин, пушкин, иван грозный, печорин, андрей болконский, робинзон, иешуа, бильбо беггинс, тютчев, бунин, тургенев Прозаик Юрий Быков (справа) и поэт Александр Чистяков обменялись мнениями о месте фантастики в толстых журналах. Фото Виктории Балашовой

В редакции журнала «Москва», на Старом Арбате, дом 20, прямо над книжным магазином, в кабинете главного редактора встретились издатели, критики и читатели без масок, но с полным соблюдением социальной дистанции. Состоялась презентация книги Юрия Быкова «На светлой стороне». В зале публики почти не было. Беседа с автором транслировалась в социальные сети и книги теперь тоже продаются не с прилавка, а через интернет с доставкой на дом. Роспотребнадзор предупреждает об опасности второй волны пандемии и не рекомендует собираться больше трех, но книги, газеты, журналы все-таки издаются и попадают к читателям. А герои новых романов попадают в разные времена и ситуации.

­­Есть такой класс литературных героев – попаданцы. Даже программа Word этого слова не знает, ругается, подчеркивает красной волнистой линией. Обозначает это слово, как правило, путешественников во времени, которые это время норовят изменить в лучшую сторону. Как мне кажется, слово это имеет некоторую долю уничижительного содержания, в лучшем случае ироническую. «А, попаданцы, все ясно!» – реакция примерно такая. Они учат Сталина, как выиграть Вторую мировую войну малой кровью и на чужой земле, они помогают Ивану Грозному собирать русские земли, спасают Пушкина от Дантесовой пули и т.д… То есть сразу становится понятно, что речь идет о заведомо нелогичном, дурном произведении в жанре, в котором уже сказать-то особо и нечего. Но мы попробуем абстрагироваться от этого липкого, неприятного штампа современной критики и посмотреть на прочитанное произведение так, словно никаких «попаданцев» злобные критики еще и не выдумали.

Ортодоксальные толстые журналы не жалуют фантастику вообще, даже научную. Вроде бы это легкий жанр. Об этом и дискутировали в редакции журнала «Москва».

«Любая художественная литература, кроме мемуаров, – это уже фантастика! – заявил ведущий презентации председатель Русского литературного общества, поэт Александр Чистяков. – Печорин, Андрей Болконский, Робинзон и Д’Артаньян – такие же фантастические персонажи, как булгаковский Иешуа или Бильбо Беггинс. Главное, чтобы читатель поверил в реальность героя, примерил на себя его «шинель» и немного пожил вместе с ним в том мире, который становится реальным, пока мы читаем эти триста или пятьсот страниц».

Остается только добавить, что все прозаики безбожно врут, и только фантасты в этом честно признаются.

Писательница и издатель Виктория Балашова, уже опубликовавшая ранее отдельные главы из романа Юрия Быкова «На светлой стороне» в серии сборников «Моремания», отметила, что роман действительно можно «разорвать» на классические новеллы с легким налетом мистики: «Юрий Быков владеет удивительным даром яркого, «вкусного» русского языка. Наверное, потому и построен сюжет романа на эффекте «попадания» в нашу современную российскую глубинку героев из прошлого – даже не из исторического, а из литературного тургеневского XIX века. Этот роман я бы рекомендовала женщинам, которые могут прочувствовать виртуозную поэзию Тютчева, высокую прозу Бунина или Тургенева».

Сам автор признался, что никогда не писал стихов, но именно тургеневские «Стихотворения в прозе» стали для него эталоном литературного мастерства. А фантастические сюжеты, мистические коллизии – это просто способ увидеть нашу действительность немного со стороны, глазами предков. Или, наоборот, поставить читателя перед выбором: а что бы ты сделал, если бы мог…
Заочный участник онлайн-презентации заместитель главного редактора журнала, прозаик «Москва» Михаил Попов отметил, что многоточие в финале – не просто повод для раздумий, это еще и открытие новых форм общения с читательской аудиторией, новых способов продвижения качественной литературы.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Писать надо – лучше или больше?

Писать надо – лучше или больше?

Ирина Кулагина

Андрей Щербак-Жуков

Литмастерская Сергея Лукьяненко влила «свежую кровь» в «Роскон»

0
891
Готичненько!

Готичненько!

Константин Поздняков

Прелесть рассказов Элизабет Гаскелл не только в отточенности формы, но и во внятных морально-этических нормах

0
288
Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Юрий Юдин

Идиллия и любовь в повести «Военная тайна»

0
363
Котенок

Котенок

Октавия Колотилина

История лучшей охотницы на деревне

1
260

Другие новости