0
1546
Газета Печатная версия

15.03.2023 20:30:00

Краденая шуба Шаляпина и русская Венера

Анна Матвеева рассказала о том, как Борис Кустодиев познакомился с Дмитрием Шостаковичем

Тэги: музеи, искусство, кустодиев, шаляпин, шостакович


музеи, искусство, кустодиев, шаляпин, шостакович Анна Матвеева объяснила, что «Русская Венера» – образ собирательный. Фото автора

В Музее русского импрессионизма состоялась первая встреча из серии «Искусство литературы». Открыла серию писательница Анна Матвеева, которая рассказала историю любви русского Рубенса – Бориса Кустодиева и его жены и музы Юлии Прошинской. Паре посвящена глава книги Матвеевой «Картинные девушки» (готовится к выходу). Искусствоведы и художники – частые герои книг Матвеевой, а произведения искусства в прямом смысле оживают на страницах ее романов. На встрече автор прочла фрагменты книги и поделилась материалами, которые не вошли в издание.

Матвеева читала рукопись, а позади сменяли друг друга проекции картин Кустодиева. Предпремьерные чтения книги – это возможность заглянуть в самое сокровенное для писателя пространство, творческую кухню, с возможностью задать вопрос, а может, и дать совет. В жизни Кустодиева были очень разные периоды – радостные, связанные с женитьбой, рождением детей, и сложные. Матвеевой удалось найти тонкую грань, золотую середину между описанием быта и творчества художника.

Проза Матвеевой поражает чувством юмора. Слушая ее, периодически хочешь проверить, не улыбается ли автор, не помогает ли мимикой, но увиденное спокойное лицо чтеца не разочаровывает, понимаешь: показалось, послышалось. Глава пестрит разными байками. Например: «Самые известные картины (...) портреты пышных купчих, один из которых даже, говорят, свел с ума некого митрополита, и тот отправился замаливать грехи в монастырь».

Текст богат сносками, заставляющими посмотреть на описанное глубже. Именно так, при помощи цитирования источника, Матвеева словно раздвигает привычные границы истории написания картины с целым рядом названий, данных самим художником: «Новый город», «Ф.И. Шаляпин в незнакомом городе», «Ф.И. Шаляпин на ярмарке», «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде». «Ирина Опимах, автор книги «Живописные истории. О великих полотнах, их создателях и героях», рассказывает такую историю: «Однажды Шаляпин пришел к Борису Михайловичу в роскошной шубе.

– Пожалуйста, попозируйте мне в этой шубе, – попросил художник. – Шуба у вас больно богатая. Приятно ее писать.

– А ловко ли? Шуба-то хорошая, да, возможно, краденая, – заметил Шаляпин.

– Как это краденая? Шутите, Федор Михайлович!

– Да так. Недели три назад получил ее за концерт от какого-то государственного учреждения. А вы ведь знаете лозунг: «Грабь награбленное».

Кустодиев решил, что это просто замечательно – на его картине певец будет изображен в шубе столь сомнительного происхождения. «И актер, и певец, а шубу свистнул», – шутил он».

Гости узнали, что у картины «Русская Венера» не было модели, это собирательный образ; почему жена Кустодиева воскликнула: «Руки оставьте!»; как художник познакомился с Дмитрием Шостаковичем; почему у Кустодиева душа – астраханка и о многом другом.

На вопрос, о ком еще будет рассказано в книге, Матвеева ответила: «Иностранцы представлены художником Жаком Луи Давидом и Жюли Рекамье. Эдвард Мунк и Дагни Пшибышевская, Аркадий Пластов и Наталья фон Вик, Диего Веласкес и Инфанта Маргарита... И сейчас в работе у меня глава, очень неожиданная, не думала, что он у меня войдет в книгу – Иван Айвазовский. Портрет волны, – пошутила Анна. – На самом деле нет, там была женщина. В списке, который составляется каждый раз перед написанием книги, Айвазовского не было. Он появился сам собой».

Писательница призналась, что хочет сделать книгу не толстой, и считает, что девять глав достаточно, так как каждая глава это два авторских листа, однако обязательно будут иллюстрации.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Аrt-Russia 2024 как отправная точка для цепи размышлений

Аrt-Russia 2024 как отправная точка для цепи размышлений

Олег Мареев

Многие современные художники пытаются прийти к успеху без приложения минимальных усилий

0
4759
В Санкт-Петербурге начинается фестиваль "Арлекин"

В Санкт-Петербурге начинается фестиваль "Арлекин"

Марина Гайкович

Российские театры представят лучшие спектакли для детей и подростков

0
4615
Царь Алексей Михайлович и посол Педро Иванович

Царь Алексей Михайлович и посол Педро Иванович

Виктор Леонидов

Увидим ли мы наконец на сцене пьесу Федерико Гарсиа Лорки «Публика»

0
2105
Мода, танцы и регтайм

Мода, танцы и регтайм

Марианна Власова

О синтезе разных видов искусства без отрыва от фантазии

0
5114

Другие новости