Соведущие вечера Татьяна Данильянц и Татьяна Михайловская обсуждают творчество Анны Альчук. Фото Сергея Шишкина
28 мая этого года поэтессе, художнице и искусствоведу Анне Альчук исполнилось бы 70 лет (1955–2008). В Библиотеке поэзии усилиями поэтессы, кинорежиссера Татьяны Данильянц и поэта, куратора библиотеки Кирилла Маркова состоялся вечер «Голоса друзей», посвященный ее памяти. На вечере собрались те, кто знал Анну, дружил и сотрудничал с ней. География выступающих была широкая: Италия, Чехия, Франция, Испания. Из Санкт-Петербурга к вечеру присоединился исследователь литературы и поэт Борис Шифрин.
Вечер открыли самые близкие люди Анны Альчук: брат, фотохудожник Михаил Михальчук, и его супруга, искусствовед Екатерина Андреева-Пригорина. Многие десятилетия Михаил делал портреты тех, кто входил в ближайшее окружение Альчук: музыкантов, философов, художников. Среди них философ Валерий Подорога, художник Андрей Монастырский, поэт и художник Дмитрий А. Пригов, художник Виктор Пивоваров и др. Участники вечера стали свидетелями «ожившего времени»: на экране возникли портреты тех, кто составлял «ядро» интеллектуальной и художественной жизни 90-х и первой половины 2000-х.
Данильянц прошлась по основным направлениям деятельности Анны Альчук, упомянув даже научный сборник под ее редакцией «Женщина и визуальные знаки. Избранные эссе», вышедший в 2000 году. Татьяна Михайловская, соведущая вечера, рассказала о проекте Альчук «Крыши Петербурга», вошедшем в сборник «Genius loci», о ее идеях и задумках уже берлинского периода, о проектах, связанных с исследованием феминизма.
Особое место заняли выступления художниц Татьяны Антошиной и Веры Хлебниковой-Митурич, которые участвовали в становлении Анны Альчук как художницы. Хлебникова-Митурич рассказала о первых женских выставках в постперестроечной России, в частности о выставке «Работница» в L-галерее. Открытая эксперименту, Альчук была страстной исследовательницей образов женщины в меняющихся реалиях 90-х.
Работы Альчук были представлены художником Юрием Гиком, который был сокуратором выставки 2008 года. Небольшая экспозиция, состоящая из двух циклов, включающих и визуальную поэзию Анны Альчук, развернулась в зале Библиотеки имени М.Ю. Лермонтова. Данильянц отметила, что этот практически неизвестный широкому зрителю пласт ее деятельности ждет своего исследователя.
Дочь Анны Альчук, Ксения, отметила, что бесконечно рада тому, что «непроницаемая тишина», которая воцарилась вокруг имени ее мамы, «наконец-то прорвалась».
Елена Пахомова, куратор и директор Библиотеки имени А.П. Чехова, которая в 90-е издавала книги Альчук («Двенадцать ритмических пауз», «Сов семь»), показала видео выступления Альчук в этой библиотеке: «море трав влекомых / одиночество туи / керамическая улитка в пепле / ползет по растениям комнаты / нарастающих флейт / скрипичных / чистое небо». Пахомова рассказала о разнообразных поэтических практиках Альчук, о ее синтетичном видении стиха. «Словарево» Анны Альчук, названное Данильянц, «поваренной книгой» поэта-авангардиста рубежа XX–XXI веков, звучало в выступлениях не раз.
Анализу одного из стихотворений Альчук посвятил свое выступление Александр Бубнов, поэт и филолог. Закончился вечер специальным тематическим блоком: стихотворением, написанным в честь Анны Альчук соратником и другом поэтессы, поэтом, филологом, исследователем авангарда Сергеем Бирюковым и рассказом поэта Михаила Вяткина о памятном выступлении «А и Б между звуком и изображением» Альчук и Бирюкова в марте 2003 года в Клубе искусствоведов во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать