0
244
Газета Главная тема Печатная версия

08.10.2025 20:30:05

Я зайчик солнечный, дрожащий

Мифы, песни, стихи и проза Новеллы Матвеевой

Тэги: новелла матвеева, поэзия, авторская песня, чуковский, высоцкий, окуджава, эльдар рязанов, роберт рождественский


9-1291-1-1-t.jpg
Светлая и теплая, как солнышко,
Новелла Матвеева.
Фото Георгия Елина. 1976
Песня о солнечном зайчике, которую поет Татьяна Доронина в картине «Еще раз про любовь», написана вовсе не Новеллой Матвеевой: стихи Роберта Рождественского, музыка Александра Флярковского… Откуда же взялся этот давний миф, активно поддерживаемый в современном интернете? А все дело в том, что для творчества именно Матвеевой легкий образ солнечного зайчика имеет особенное, можно сказать, тотемное значение.

И должен я остановиться

И умереть в конце пути,

Чтобы наутро вновь 

родиться

И нараспев произнести:

«Я зайчик солнечный, 

дрожащий,

Но не от страха я дрожу,

А потому, что я – спешащий:

Всегда навстречу вам спешу!»

Вот это уже стихотворение Новеллы Матвеевой – одно из самых ранних у поэтессы, исполнительницы собственных песен. Когда начитанный и искушенный Корней Чуковский услышал его, он от восторга начал прыгать через стул – будто сам превратился в зайчика.

Поэтессу с детства отличал солнечный, оптимистичный взгляд на мир. Новелла Николаевна Матвеева родилась 7 октября 1935 года в Детском Селе (ныне город Пушкин). Впрочем, есть версия, что родилась она в 1934-м, поэтому и 90 лет ее начали отмечать в прошлом году. Что это? Еще один из мифов о поэтессе?

Семья ее была литературной. Отец – Николай Матвеев-Бодрый, географ, историк-краевед; мать – Надежда Малькова, преподавательница литературы, поэтесса, печатавшаяся под псевдонимом Матвеева-Орленева. По отцовской линии есть и другие литераторы.

В автобиографической книге «Мяч, оставшийся в небе» Матвеева рассказывала о детстве: «Как ни был бы скромен бюджет нашей семьи, а в отношении искусства (картин, книг, песен) наш дом всегда был – полная чаша. Это обстоятельство довольно рано начало меня воодушевлять, вызывая представления о чем-то очень ЦВЕТНОМ впереди (вроде волшебных стеклышек стетоскопа); о великих фантиках туманного, но прекрасного будущего. Родители с готовностью поощряли меня на этом (небезопасном, может быть) направлении к творчеству, но если по занятости или еще почему-нибудь временно упускали из виду этот вопрос, министром моей культуры становилась моя сестра (проказница и насмешница, каких свет не видал!), а тогда картинки в книгах делались у нас основными наглядными (и ненаглядными) пособиями».

Уже тогда маленькая Новелла не просто наблюдала мир вокруг себя, она сразу и глубоко погрузилась и в книжки с картинками. Переживая этот удивительный сплав вымысла и реальности, пропуская его через себя, девочка увлеклась игрой в слова и смыслы: «Зритель-передвижник! «Везде передо мной подвижные картины». Оказывается, не везде. Да и то, что изменилось, изменилось ведь незаметно, без резкой жестикуляции. Это как движение рассвета:

Бескрыло перелетая,

Не двигаясь, пересела

Просветов лиственных

 стая...

Словом, так и кажется, что за пройденные мною годы детали знакомых картин тоже, НЕ ДВИГАЯСЬ, ПЕРЕСЕЛИ! Повторю: не все. Но уж что осталось в точности неизменным, но уж что БЕССПОРНО никуда не пересаживалось и не пересядет, так это то, что в продолжение всего своего ребячества я, точно каторжник добровольный к тачке, была буквально прикована к рассматриванию прекрасных картин в толстых книгах».

Среди мифов о девочке Новелле есть и такой: она, мол, все детство проболела, потому даже на улицу не выходила, жила только в выдуманном, литературном мире. Это утверждение вызывало глубокое возмущение поэтессы уже в зрелые годы: «Впрочем, как способность, так и святое право людей уноситься в мечтах – слишком сурово осуждается Критиками Беспрепятственного Обнародования. (Скажем коротко – КБО!) И так как мне от КБО частенько нагорало за досужие романтические бредни, открою секрет: ни из стихов моей матери, ни из собственного воображения никаких таких романтических отвлеченностей я так и не почерпнула.

Как так? Не я ли только что сама рассказывала... Да. Но я хотела добавить, что все, когда-либо обрисованное мной, все, что после казалось кому-то вымыслом (моим или родительским), я видела на самом деле. В самой реальности».

В военные годы детство будущей поэтессы, конечно же, закончилось. Отец собирался на фронт – не пустили по состоянию здоровья. И тогда Николай Матвеев записался в московское ополчение и даже какое-то время работал политруком в военном госпитале. Туда же привезли маленькую Новеллу, ослепшую от авитаминоза и недоедания. Принципиальный отец пошел лишь на небольшую «уступку», оставил болеющую дочь только на месяц, ведь в госпитале кормили лучше, чем дома, хоть и ненамного. Зрение ей восстановили, но раненые произвели на девочку очень тяжелое впечатление, об этом она и написала первые стихи.

После войны отец ушел из семьи. Жили очень бедно, будущей поэтессе даже пришлось после четвертого класса бросить школу и выйти на работу, помогать матери. Дальнейшее обучение она проходила дома, вечерами с всесторонне образованной мамой. Новелла училась много и с удовольствием, поэтому потом никто не знал, что она даже не окончила школу. А вот про войну уже взрослая создательница песен не писала – слишком глубоко задело ее когда-то человеческое страдание.

И еще о мифах. Давно ведутся споры о том, кто в России первый бард – кто первый взял гитару и запел песню на свои стихи. Булат Окуджава, например, и многие с ним считали, что это – Новелла Матвеева. Но хватает и тех, кто оспаривает это первенство, называя первыми Михаила Анчарова или того же Окуджаву. Зато неоспоримо – первая пластинка авторской песни вышла именно у Новеллы Николаевны. В 1966 году и называлась «Песня».

Поэтическая судьба Матвеевой начала складываться довольно рано и с самого начала благополучно – ей помогали многие хорошие литераторы. В 1958 году первые стихотворения Матвеевой были опубликованы в газете «Комсомольская правда» – во всяком случае, по официальной информации. Рассказывают, что стихи произвели такое впечатление на поэта и переводчика Марка Соболя, что он принял ее без экзаменов в Литературный институт им. А.М. Горького.

Впрочем, есть в официальных источниках и другая история – о том, как калмыцкий поэт Давид Кугультинов восхитился ранними стихами поэтессы. Он пришел к ней, выпросил единственную тетрадку с текстами и показал литераторам Виктору Бушину и Лену Карпинскому. И именно благодаря им Новеллу Матвееву зачислили в Литинститут.

Друг поэтессы, поэт Геннадий Красников вспомнил и другую ее публикацию, претендующую на первенство – состоявшуюся на год раньше официально признанной, в 1957 году, пародию на песенку «Пять минут» из фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Он же рассказал, что о Новелле Матвеевой как о поэте заговорили уже тогда. А в 1961 году у нее вышел первый сборник стихов и назывался «Лирика». С ним ее и приняли в 1962-м в Союз писателей СССР.

После такого счастливого начала пошли неудачи – Новеллу Николаевну стали замалчивать, хотя миф о том, что ее стихи постоянно печатают, сохранился. Сама поэтесса при этом все время старалась помочь поэтам, чьих книг совсем не издавали, – матери, Надежде Матвеевой-Орленевой, и мужу, Ивану Киуру. Новелла Матвеева старалась «пробить в печать» стихи мужа – даже ставила условие составителям сборников, что даст свои тексты только вместе с текстами Киуру. В 1972 году она начала писать музыку на стихи мужа и исполнять получившиеся песни со сцены. Но и это не помогло – не печатали обоих.

Кроме самой Новеллы Матвеевой ее песни исполняли и другие барды. Ее поэзию сообщество авторской песни очень ценило. Владимир Высоцкий, например, в самом начале своего творческого пути пел песню «Какой большой ветер!». Из-за этого поговаривали, что он и автор этой песни.

Мифом – если не чудом – можно считать и то, что Новелла Николаевна прославилась именно как поэтесса и исполнительница песен. Потому что сама она считала иначе: «Я и теперь убеждена, что родилась прозаиком, как другие рождаются поэтами! А Идеал прозы для меня всегда был: событийность, очень тесная занятость всех сюжетных клеток, по возможности – непрестанная подача мыслей и сведений, жизнерадостность и надежда».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Стихи не для кафе

Стихи не для кафе

Николай Фонарев

Иосиф Рухович оседлал «Соснового Пегаса»

0
114
За звуком, за солнцем, за светом и за теплом

За звуком, за солнцем, за светом и за теплом

Владимир Буев

Юлия Сафронова представила сборник верлибров в Доме Лосева

0
123
От вод Оби до вод Чёрна Дрима

От вод Оби до вод Чёрна Дрима

Памятные места, связанные с Сергеем Есениным

0
104
В наши трудные времена

В наши трудные времена

Евгений Лесин

Исполняется 100 лет со дня рождения Наума Коржавина

0
133

Другие новости