Фото агентства городских новостей "Москва"
В новом романе писателя Александра Проханова «Лемнер» есть персонажи, которые кому-то могут показаться похожими на Владимира Путина (Президент Леонид Леонидович Троевидов), Евгения Пригожина (Михаил Соломонович Лемнер, «Пригожий») и других героев и антигероев современной российской истории и действительности.
В интернете незамедлительно появились цитаты. Цитаты некоторым участникам литературного процесса и политической ситуации показались чуть ли не оппозиционными. Приводить их здесь, разумеется, на всякий случай не будем. Просто скажем, что это прямая речь главного – отрицательного – героя.
Назвать происходящее скандалом, конечно, нельзя. Сейчас нет и не может быть никаких литературных скандалов. Не то время. Литературные и окололитературные чиновники, может, и считают себя властителями дум, лидерами общественного мнения (как любят теперь говорить), но являться ими никак не могут. Никому так уж сильно не нужны сейчас ни писатели, ни сама литература. Время (счастливое и ужасное) ушло. Пропаганда (а она-то как раз нужна) как-то справляется без «боллитры» (так некоторые специалисты называют «большую литературу»).
А Проханов… Ну какой он борец с «режимом»? Он – писатель. Лояльный. Но не скучный, а, наоборот, довольно яркий. Что, конечно, выглядит оксюмороном, но все же иногда встречается. Проханов всегда был писателем политическим. И тексты его могли нравиться (как раз в силу их яркости) даже так называемым либералам от литературы.
Но персонажи (не надо этого забывать) – это всегда именно персонажи. Они могут быть похожи на прототипов, но перед нами именно художественное произведение. И оно устроено не так, как памфлет, научная или публицистическая статья. Персонажей в романе много. Есть, например, так называемая армия «Пушкин», есть «персонаж», о котором написано вот что: «В колбе, заспиртованный, стоял голый человек. Это был Борис Ефимович Штум, оппозиционный политик, убитый несколько лет назад на Кремлевском мосту чеченским стрелком. Блестящий оратор, бесстрашный вития, любимец женщин, обвинявший Президента Троевидова в подрыве московских домов, он стоял в колбе, слегка приоткрыв выцветшие губы… На лбу темнела крохотная дырочка, пулевое отверстие».
Или, допустим, персонаж, которого зовут Ксения Сверчок. Хотите – угадывайте, хотите – нет. Но прямая речь отрицательного героя («Пригожего») и должна содержать выпады против власти. Иначе какой же он отрицательный?
Вот что пишет сам Проханов у себя в Telegram-канале:
«Вокруг романа «Лемнер» разгорается скандал. Либеральные остроумцы, кто в Израиле, кто в Париже, кто в Венеции, выхватывают из книги фразы, в которых иронично и зло говорится о герое романа президенте Троевидове – в нем остроумцы усмотрели образ нынешнего президента России. Слова, прямо скажем, не сахар. Но дело в том, что эти слова излетают не из уст автора, не от имени пишущего роман художника, а вложены в уста одного из самых отрицательных персонажей романа, которого потом убивают, топят в ледяной проруби – проруби русской истории…
Либеральные остроумцы разгоняют эти фразы по социальным сетям, желая навлечь на автора романа гнев государства. Желают использовать фактор книги как инструмент давления на власть. Удастся ли превратить «Лемнера» в очередного «Доктора Живаго», не берусь судить...»
С учетом того, что сейчас идет нобелевская неделя, отсылки к «Доктору Живаго» выглядят особенно занимательно. Не сомневаемся, что писатель Проханов более чем достоин Нобелевской премии по литературе (да и не только по литературе). Нет уверенности, правда, в том, что премия эта достойна его. Но обвинять уважаемого писателя в либерализме нет никаких оснований.
В общем, без «боллитры» не разберешься.