Один в поле не воин, а вдвоем всегда веселее. Кадр из фильма
В российский прокат выходит канадский «Любовный апокалипсис» – фильм режиссера и сценариста Энн Эмон, премьера которого состоялась в рамках Каннского кинофестиваля. Неожиданная экомелодрама с библейскими мотивами и актуальным психологизмом – про мужчину средних лет, впавшего в депрессию из-за загрязнения окружающей среды и отсутствия любви. И если вторая причина вечная, то первая как нельзя лучше отражает фрустрацию, которую испытывают люди именно сегодня.
Адам (Патрик Ивон) управляет собачьим приютом и сильно грустит, подозревая у себя самую настоящую депрессию. Несмотря на то что вид у героя вполне мужественный и уверенный, он, к примеру, с легкостью становится жертвой домогательств подчиненной, после чего и вовсе теряет веру в человечество: глотая прописанные таблетки от бессонницы и тщетно «греясь» в лучах импульсивно купленной терапевтической солнечной лампы (что бы это ни значило), Адам по телефону знакомится с девушкой Тиной (Пайпер Перабо) из компании, производящей эти самые светильники. Перепутав техническую поддержку, в которой и работает собеседница, с психологической, мужчина делится с незнакомкой по другую сторону провода самым сокровенным. А та внезапно проникается к бедолаге симпатией. Теперь герою надо ее обязательно разыскать, и все это – во время сотрясающих Канаду землетрясений.
Виртуальные отношения будто бы отталкивают Адама от края пропасти, над которой он уже занес ногу. Мгновенно превращаясь из нытика, раздражающего даже собственного отца, в героя, мчащегося в пучину разрушительной катастрофы ради девушки, которая, возможно, и вовсе голос ИИ-робота, мужчина начинает вновь чувствовать вкус к жизни. Его ждут удивительные приключения и открытия. И неожиданная дерзость в вопросе борьбы за любовь: Тина, оказывается, замужем и с детьми.
Экологическая тема важна для фильма и парадоксальным образом не утяжеляет, а украшает сюжет и задумку. Нервозный Адам то и дело впадает в психоз и выдает тирады, от которых и впрямь жить не хочется: в его голове конец света, вызванный людским потребительским отношением к природе, неизбежен – все вокруг отравлено, загублено и не подлежит восстановлению. И будто в подтверждение его слов земля трясется, пытаясь стряхнуть с себя надоевших обитателей. Что ж, дожить до апокалипсиса, чтобы увидеть его своими глазами, – тоже цель, на которую Адаму предлагает опереться его собственный отец. Жестко, но действенно, если уж осталось все равно немного. А тут еще и Тина, ее надо спасать.
Именно в этой точке базовый страх любого человека – остаться одному и без любви – сталкивается со страхом новейшим, приобретенным в последние годы, но также, думается, универсальным. Боязнь того, что скоро все кончится, так как войны и эпидемии сменяют одна другую, стала визитной карточкой дня сегодняшнего. И главный герой – белый 40-летний мужчина олицетворяет всеобщую витающую в воздухе и поселившуюся в коллективном бессознательном тревожность. Будущее столь туманно, что остается только жить настоящим, что и делает наконец Адам, позволяя втягивать себя в авантюры и самостоятельно разрабатывая коварный план, еще не подозревая, что он вполне может и не пригодиться.
Финал же задает высокую метафорическую планку, в которой имя главного героя приобретает ни много ни мало библейский смысл. На протяжении же всего фильма за принадлежность к высокому жанру, да еще и с претензией, отвечают вставки с внутренними диалогами мужчины, проиллюстрированные его прогулками по заснеженным полям и повышающие градус то ли безумия, то ли резонной паники – совсем как глобальное потепление, о котором Адам, отвергаемый обществом и считающийся безумцем, так печется. Эта же картинка с маленьким человечком вдалеке, бредущим и бормочущим, заставляет вспомнить бессмертную фразу «один в поле не воин». А вот вдвоем всегда веселее. n

