0
141
Газета В мире Печатная версия

19.02.2026 19:26:00

"Спаситель" Южной Кореи добился в суде пожизненного срока

За попытку узурпации власти экс-президент страны приговорен к тюрьме, а не к смертной казни

Тэги: южная корея, суд, бывший президент юн сок ль, превышение полномочий, приговор, пожизненное заключение

Полная online-версия

южная корея, суд, бывший президент юн сок ёль, превышение полномочий, приговор, пожизненное заключение Южнокорейцы внимательно следили за процессом над их бывшим президентом Юн Сок Ёлем. Фото Reuters

Суд в Сеуле вынес долгожданное в Южной Корее решение по делу теперь уже бывшего президента Юн Сок Ёля. Его приговорили к пожизненному заключению. В декабре 2024 года он попытался ввести военное положение, за что ему предъявили обвинения в руководстве восстанием и мятеже. Юн Сок Ёль стал пятым южнокорейским президентом, отправившимся в тюрьму и получившим сомнительную славу позора нации.

Даже такой результат адвокаты подсудимого восприняли как свою победу. Ведь изначально прокуратура добивалась для экс-президента смертной казни.

«Что касается подсудимого Юн Сок Ёля, был установлен факт совершения преступления в виде организации мятежа… Есть все основания полагать, что целью было парализовать деятельность Национального собрания или помешать его функционированию», – заявили в Центральном районном суде Сеула, вынося приговор. В конце 2024 года экс-президент объявил военное положение, обосновав его тем, что в стране якобы есть антигосударственные силы, симпатизирующие КНДР, от которых надо спасать Южную Корею. Юн Сок Ёль отправил к зданию Национального собрания (парламенту страны) солдат. Но они не помешали законодателям пробраться в зал заседания и провести голосование об отмене чрезвычайных мер.

В итоге Юн Сок Ёль предстал перед судом. Процесс не объяснил того, что до сих пор непонятно всей Южной Корее, да и за ее пределами тоже: почему глава государства решился на столь странный и безрассудный шаг. Собственно, суд и не ставил перед собой такой задачи. Главным в ходе процесса был вопрос о том, как квалифицировать действия главы государства. Имела ли место попытка покушения на конституционный порядок, то есть мятежа? Суд ответил на этот вопрос утвердительно.

Статья за организацию мятежа в Уголовном кодексе Южной Кореи предполагает две возможные меры наказания: смертную казнь и пожизненное заключение. Вариант, при котором Юн Сок Ёля действительно лишили бы жизни, выглядел невероятным. Казни в Южной Корее уже давно не проводятся. Последний случай такого рода был в 1997 году. Приговор к смертной казни все равно означал бы, что Юн Сок Ёль останется в тюрьме на пожизненное заключение. Но разница все же была бы. Приговор к смертной казни – это удар по репутации политика и его семьи. Он означал бы, что действия экс-президента признаны заслуживающими максимально суровой кары.

План Юн Сок Ёля «по всей видимости, не был тщательно подготовлен, и прямое физическое насилие практически отсутствовало», заявили в суде, объясняя выбор более мягкой меры наказания. Вторым смягчающим обстоятельством признано отсутствие у главы государства судимостей.

Судьба большинства президентов Республики Корея, созданной в 1948 году, в принципе незавидна. Первые два – Ли Сынман и Юн Босон были свергнуты. Пак Чонхи, при котором был дан старт бурному экономическому развитию страны при одновременном усилении вертикали власти, был убит. Среди арестованных бывших лидеров числится Чон Ду Хван, руководивший Южной Кореей с 1981 по 1988 год. Этот последний военный диктатор в истории страны, уйдя от власти, был приговорен к смертной казни (впоследствии замененной на пожизненное заключение) по обвинению в организации переворота в 1979 году и коррупции. С его именем была связана одна из самых мрачных страниц в истории Южной Кореи – подавление восстания в Кванджу в 1980 году, когда погибли сотни, если не тысячи человек. В 1998 году Чон Ду Хван был помилован.

Его преемник Ро Дэ У, являвшийся президентом с 1988 по 1993 год, также был привлечен к ответственности за участие в перевороте 1979 года и коррупции. Приговор гласил: 22 года тюрьмы (потом срок сократили до 17 лет). Из них Ро Дэ У, просидев всего два года, был помилован в 1998 году. Помилование ему и Чон Ду Хвану подписал тогдашний президент Ким Ён Сам, бывший оппозиционер, отсидевший в тюрьме при военной диктатуре.

Следующий фигурант уголовного дела по статье о взяточничестве – Но Му Хён, руководивший Южной Кореей в 2003–2008 годах. Обвинение суд ему вынести не успел: в 2009 году, по версии полиции, он совершил самоубийство. Сменивший Но Му Хёна Ли Мён Бак получил срок в 15 лет за взяточничество, растрату и злоупотребление властью. В 2022 году из-за ухудшившегося самочувствия на тот момент 81-летний экс-президент был помилован.

Первая женщина на посту президента Пак Кын Хе тоже не смогла избежать скандала. В 2018 году ее признали виновной в коррупции, злоупотреблении полномочиями, а также в растрате и вмешательстве в парламентские выборы 2016 года. В 2021 году ее помиловали.

Вердикт по делу Юн Сок Ёля вынесен судом первой инстанции. Это значит, что подсудимый может обжаловать как приговор, так и само обвинение. Его адвокат заявил, что оснований для вынесения обвинительного приговора по делу о мятеже нет. Он не сообщил о дальнейших планах, но очевидно, что команда защиты Юн Сок Ёля будет добиваться переквалификации статьи, чтобы смягчить приговор. Не исключено, что с приходом к власти другого политика экс-президент получит помилование, как и четыре главы государства до него.

Вместе с делом бывшего лидера страны рассматривались и обвинения против высокопоставленных чиновников, работавших вместе с Юн Сок Ёлем и участвовавших в подготовке к введению военного положения. Среди них, например, бывший премьер-министр Хан Док Су. Его приговорили к 23 годам тюремного заключения, хотя прокуратура запрашивала 15-летний срок. Экс-министр обороны Ким Ён Хён получил 30 лет.

Утверждение Юн Сок Ёля в том, что он пытался защитить страну от антигосударственных сил, не получило доверия как за границей, так и среди южнокорейцев. Даже однопартийцы через некоторое время дистанцировались от него, чтобы не попасть под подозрения в соучастии и не потерять поддержки избирателей. Люди, поддерживающие своего бывшего президента и считающие, что введение военного положения было оправданно, в стране все же существуют. Они даже собрались перед зданием суда, правда, на не слишком многолюдную акцию. Ее участники держали плакаты с надписью «Юн невиновен». Там же прошла и контрдемонстрация, участники которой требовали смертной казни.

Между тем пока бывшего лидера судят, рейтинги одобрения нынешнего президента Ли Чже Мёна стабильно держатся на уровне выше 50%. Придя к власти после импичмента Юн Сок Ёлю, он пообещал защищать государственный строй и навести в стране порядок. Пока его образ борца за справедливость и «прагматичного во внешней политике» президента помогает поддерживать стабильность исполнительной власти в Южной Корее.


Читайте также


Предприниматели просят "не кошмарить" хотя бы их бизнес

Предприниматели просят "не кошмарить" хотя бы их бизнес

Екатерина Трифонова

Коммерческая деятельность сопровождается серьезными уголовно-правовыми рисками

0
1336
Верховный суд критически оценил благотворительные жесты обвиняемых

Верховный суд критически оценил благотворительные жесты обвиняемых

Екатерина Трифонова

Размер денежного эквивалента раскаяния необходимо соотносить со степенью общественной опасности преступления

0
1624
Второй взлет малого азиатского дракона

Второй взлет малого азиатского дракона

Михаил Стрелец

Республика Корея на мировом рынке вооружений и военной техники

0
1900
Католикос в блокаде

Католикос в блокаде

Анастасия Коскелло

Чем грозит Армянской церкви уголовное дело против Гарегина II

0
2351