Звучат опасения, что курьеры-мусульмане будут противопоставлять себя коллегам других исповеданий. Фото РИА Новости
В Совете по правам человека (СПЧ) при президенте РФ раскритиковали фетву (богословское постановление) Совета улемов Духовного управления мусульман (ДУМ) РФ о дозволенном и запретном для курьеров-мусульман. Глава СПЧ Валерий Фадеев заявил, что документ ДУМ РФ нарушает как минимум пять статей Конституции. В свою очередь, председатель Совета улемов Шамиль Аляутдинов отверг обвинения, что религиозная организация пытается подменить собой институты государства.
Решение богословов было обнародовано во вторник, а в среду дискуссии по этому поводу продолжились. Согласно документу ДУМ РФ, мусульманам разрешено доставлять продукты, «мясо животных, забитых дозволенным способом»; непродовольственные товары бытового назначения, книги, информационные носители, лекарства и медицинские изделия. Запрещено иметь дело с алкоголем, азартными играми, «идолами и предметами языческого культа», свининой, «мясом животных, умерщвленных недозволенным способом». Если в грузе преобладает дозволенный товар, доставка считается допустимой. «При этом долю дохода, приходящуюся на запретную часть, следует выплатить в качестве милостыни», – гласит фетва. Перевозка грузов с неизвестным курьеру содержимым (закрытые коробки и т.п.) разрешена.
В среду на сайте СПЧ появился комментарий Валерия Фадеева о том, что решение религиозной организации «противоречит как минимум пяти статьям российской Конституции». Он напомнил, что «религиозные организации не вправе брать на себя функции органов публичной власти», а «заключение ДУМ РФ направлено фактически на регулирование трудовых и гражданско-правовых отношений, это является исключительной компетенцией федеральных органов законодательной власти». Фадеев также считает, что фетва создает искусственные барьеры для свободного перемещения товаров и услуг, покушается на гарантию свободы труда всем гражданам, достигшим соответствующего возраста, безосновательно ограничивает свободу труда по признаку религиозной принадлежности. Наконец, глава СПЧ считает, что фетва «направлена на разжигание религиозной розни». «Реализация заключения ДУМ РФ приведет к тому, что курьеры-мусульмане будут противопоставлять себя всем остальным и соответствующим образом дифференцировать своих клиентов», – предположил Фадеев.
В тот же день председатель Совета улемов ДУМ РФ Шамиль Аляутдинов опубликовал заявление, в котором отметил, что возглавляемая им религиозная организация «не является органом государственной власти и не может что-то разрешать или запрещать», Совет улемов «лишь дает разъяснения, что соответствует нормам ислама, а что нет». «В реакции СМИ на фетву Совета улемов «Логистика и курьерская доставка» создался удивительный парадокс, когда сугубо богословские заключения пытаются приравнять к нормативно-правовым актам, наделенным юридической силой», – отметил представитель ДУМ РФ.
Валерий Фадеев и Духовное управление мусульман не в первый раз пикируются в дискуссиях о границах применения исламского религиозного законодательства в российском обществе. В мае 2024 года глава СПЧ дал старт дискуссии о запрете ношения мусульманками никабов – покрывающего большую часть лица головного убора. Тогда чиновнику возразил Ильдар Аляутдинов, заместитель председателя ДУМ РФ и брат Шамиля Аляутдинова.