За врио губернатора Свердловской области агитируют повсеместно, а его соперника из КПРФ подозревают в подкупе избирателей. Фото Дмитрия Емельянова/E1.RU
Мониторинговая рабочая группа (МРГ) президентского Совета по правам человека (СПЧ) возьмет на особый контроль голосование в 12 субъектах РФ. Какого-то единого критерия их отбора нет: где-то будут выборы только губернатора, где-то одновременно проходят кампании разного уровня. Одни регионы считаются относительно протестными, другие можно отнести к «электоральным султанатам». Поэтому скорее всего список объектов для инспекций МРГ представляет собой подсказку о том, где именно власти ожидают для себя те или иные избирательные сложности.
На заседании Временной рабочей группы СПЧ по мониторингу избирательных прав граждан прошло обсуждение планов членов МРГ на 12–14 сентября, то есть на основные дни голосования.
Им предстоит проверить организацию избирательных процедур, условий для волеизъявления, а также наладить взаимодействие со всеми сторонами электорального процесса.
«Мы с коллегами обсудили порядок работы в регионах в дни голосования, включая взаимодействие с региональными общественными штабами, избирательными комиссиями, а также штабами кандидатов. Наша главная цель – проверить, соблюдаются ли права всех участников выборов и не нарушен ли закон», – подчеркнул глава МРГ Александр Точенов. И уточнил, что отдельное внимание будет уделено обеспечению безопасности и разрешению конфликтных ситуаций.
Представители МРГ планируют взять под мониторинг дюжину субъектов РФ: Воронежскую, Оренбургскую, Брянскую, Ростовскую, Свердловскую, Белгородскую, Новосибирскую, Иркутскую и Московскую области, Еврейскую автономную область (ЕАО), Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) и Республику Татарстан. Отметим, что из данного набора только губернаторские выборы пройдут в трех регионах – это Брянская и Свердловская области и ЕАО. В Иркутской помимо губернаторских пройдут и обширные муниципальные выборы. В Белгородской области и ЯНАО выбирают только депутатов региональных парламентов. В Московской области будут одни лишь муниципальные выборы, однако они охватят 10 округов.
Напомним, что повышенным риском для властей нередко считаются пресловутые «сдвоенные выборы», например, губернатора и депутатов или заксобрания или гордумы региональной столицы (см. «НГ» от31.07.25). Так вот, среди тех регионов, которые посетит МРГ, комбинированные кампании ожидаются в Татарстане (глава республики и гордума Казани), Ростовской области (губернатор и гордума Ростова) и Оренбургской области (губернатор и столичный горсовет). Еще в трех субъектах РФ предстоит избрать только депутатов региона и его главного города. Это будет в среднеперспективной для любой оппозиции Воронежской области и, напротив, в перспективной в этом смысле Новосибирской области, где есть своя история протестного голосования.
Между тем в последние годы у власти с выборами больших проблем нет, поскольку существенно укрепились механизмы управления их результатами, а всевозможная оппозиция существенно ослабела. Несистемная вообще релоцировалась за пределы РФ, а системная «объединилась вокруг флага».
Впрочем, считают эксперты «НГ», поскольку на региональных выборах наибольшую роль играют различные интересы разных элитных групп, то возможны любые неожиданности. А это, видимо, означает, что «президентские наблюдатели» косвенно подтверждают некоторые догадки на тот счет, что не менее десятка регионов представляют собой для властей сложность с точки зрения электорального контроля.
Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ»: «Несмотря на зарегулированность избирательного процесса, выбор этих конкретных регионов для мониторинга четко говорит: власти либо ожидают каких-либо проблем, либо именно эти субъекты РФ вызывают определенную обеспокоенность. Или ходом голосования в них, или потенциальными скандалами, или, что наиболее опасно, результатами». И действительно, подчеркнул Обухов, та же Иркутская область в этом году может похвастаться самыми конкурентными губернаторскими выборами, дополнительные же муниципальные кампании осложняют задачу для избиркомов. При этом наибольшая конкуренция теперь, как правило, разворачивается именно на низовых выборах, которые в Иркутской области из-за связи с губернаторскими пройдут еще и при повышенной явке.
Также Обухов отметил внимание, что в списке МРГ есть традиционно трудные для «Единой России» регионы, где она часто теряла голоса или попадала в скандалы. Помимо Иркутской это как раз Новосибирская, Свердловская, Оренбургская и Воронежская области. Ну а каких-то регионах – приграничных, по словам коммуниста, просто «проявлена своеобразная забота».
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин обратил внимание «НГ», что подбор регионов призван сразу показать всероссийский охват контроля над выборами. По его мнению, у властей было несколько мотивов при определении этого списка регионов. Например, правовой: проследить, что права избирателей соблюдаются в полной мере и чтобы снять все подозрения в их нарушении. Есть и социологический мотив – отслеживать активность разных политических и околополитических групп. Причем не только из числа системной оппозиции, но и остатков несистемной.
«Администрация президента РФ неизменно занимается социологическим мониторингом выборных регионов. Там, где ранее возникали какие-либо проблемы, ситуация взята на постоянный контроль. Но ведь это как в медицине: если местные проявления хронической болезни и купированы, то это не значит, что болевые точки не возникнут где-то еще. И, кстати, это вовсе не означает, что в ранее проблемных регионах не будет рецидива», – подчеркнул Мухин. По его мнению, время от времени повышенную активность могут где-то проявить коммунисты и эсэры, но по-настоящему наверху встревожены активностью некоторой части несистемщиков, оставшихся в России. «И хотя нового опрокидывающего голосования ждать не стоит, но на выборах всякое может быть. Несмотря на то что ситуация под контролем, никто не даст гарантий, что где-то вновь не возникнет массового протестного голосования. И что несистемщики не попытаются устроить очередную провокацию. Поэтому в определенных регионах решено ситуацию держать на повышенном контроле. Потому что для администрации президента приоритеты не менялись. Главное – это показательная чистота и легитимность выборов», – отметил Мухин.