Коллаж НГ-Online
Минцифры хочет ввести единый идентификатор пользователя для всех цифровых платформ. Об этом на заседании Общественного совета при министерстве сообщила замглавы ведомства Бэлла Черкесова. Нельзя сказать, что эта новость вызвала в Сети потрясение: там уже привыкли к тому, что каждый месяц чиновники или депутаты придумывают какой-то новый способ контроля. Заголовкам вроде «Конец анонимности?» тоже не приходится удивляться. Именно так интерпретируются министерские инициативы, именно таков горизонт и характер ожиданий.
Замминистра ссылается на интересы онлайн-кинотеатров, которым нужно помочь оценить популярность контента. Сейчас они получают искаженные данные. Если человек смотрит один и тот же фильм на одной и той же платформе сначала по телевизору, а потом на телефоне по пути на работу, то в статистике учитываются два уникальных пользователя. Есть площадки, которые не требуют авторизации, отчего и самим кинотеатрам, и рекламодателям, желающим ориентироваться на конкретные профили людей или хотя бы на точные данные просмотров, еще сложнее.
Теперь же Минцифры предлагает ввести единый ID для всех платформ, привязанный к номеру телефона. Как заверяют в ведомстве, «никто никогда не узнает, что смотрел конкретный пользователь». Данные будут передаваться компании Mediascope «в обезличенном виде». То есть, поясняют в министерстве, обезличивать эти данные будет не измеритель, а сами интернет-ресурсы. Сейчас Минцифры обсуждает инициативу с отраслью, бизнесами и «заинтересованными ведомствами».
Озабоченность онлайн-кинотеатров и рекламодателей понятна, им можно посочувствовать. Но любой фиксатор идентичности – это мощный инструмент контроля над частной жизнью, и не так важно, пользуются им прямо сейчас или могут сделать это в перспективе. Но немного странно, что такой механизм изобретается не из соображений безопасности (этим привыкли объяснять все новации, в том числе в интернете), а для того, чтобы легче было понять, сколько человек посмотрели условного «Чебурашку» или криминальный сериал, а сколько – матч Континентальной хоккейной лиги. Масштабы задачи и решения кажутся непропорциональными.
Это вызывает подозрения, особенно когда авторы инициативы ссылаются на «заинтересованные ведомства». Многие российские граждане к теме личных данных относятся очень серьезно. Ощущения тревожности и недоверия усиливаются в среде, где человеку могут позвонить с незнакомого номера – и знать его имя и отчество, где базы данных постоянно сливаются, доступ к ним получают мошенники. Персональная идентификация и раньше вызывала протест, даже когда речь не шла об интернете. Достаточно вспомнить, как часть граждан сопротивлялась введению ИНН, объясняя это религией, «обнаруживая» в налоговом номере число зверя. Есть и свежие примеры, например, введение так называемого паспорта болельщика или Fan ID на футбольных матчах. Многие болельщики – принципиально или просто не желая делиться своими данными – не стали оформлять этот паспорт, и трибуны опустели.
Тема ID, проговоренная публично, естественно, провоцирует тревогу. Людей едва ли могут успокоить объяснения вроде «платформы сами все зашифруют, никто ничего не узнает». Если есть механизм агрегации данных о конкретном человеке, то существует и ключ от шифра, и ключи эти очень часто передаются по запросу «от кого следует», а сами базы оказываются доступными. Новая инициатива Минцифры к тому же вписывается в общий контекст усиления контроля над интернетом и связью как таковой. Эта инициатива закрывает год, в котором отключения мобильного интернета стали нормой, ограничения звонков через мессенджеры и их замедление – заботой о безопасности, а наказания за поиск запрещенной информации в Сети – необходимостью.


