Фото Reuters
На прошедшей неделе День Конституции РФ по традиции был отмечен двумя регулярными событиями. Во-первых, участием Владимира Путина в заседании президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), а во-вторых, встречей гаранта Основного закона с председателем Конституционного суда РФ Валерием Зорькиным.
В последнее время на заседаниях СПЧ Путину высказывают больше предложений по укреплению государства, безопасности его самого и граждан РФ, нежели каких-то правозащитных инициатив. Но эта тематика еще более или менее сохраняется, а вот вопросов внутриполитического свойства перед лицом президента практически никто не поднимает. Если, конечно, слово не достается кинорежиссеру Александру Сокурову. В этот раз собеседник Путина высказался об опасной, по его мнению, тенденции в сфере высшего образования. Дескать, безусловные преференции детям участников СВО без увеличения объема бюджетных мест в вузах могут привести к тому, что многие их сверстники, не имея подобных льгот, останутся без перспектив. И Сокуров вообще упрекнул власть в том, что ее молодежная политика все меньше напоминает доброжелательный диалог.
Но по-настоящему политическим его монолог стал в той части, где режиссер обратился к теме взаимоотношений государства и художника. А главное – к нынешним схемам взаимодействия государственных органов и людей творческого труда. Вот тут Сокуров затронул и тему ежепятничного пополнения реестра иноагентов. «Отсутствие процедуры политических дискуссий, отсутствие процедуры обсуждения – открытого, спокойного, без истерик – процессов, которые имеют место в стране, отсутствие этого процесса, отсутствие в некотором смысле серьезного оппозиционного настроения и обсуждения оппозиционного настроения наносит, на мой взгляд, очень серьезный удар по судьбам очень многих людей и по судьбам людей талантливых, способных», – заявил он.
Ответы Путина Сокурову тоже стали своего рода монологом. Естественно, президент не увидел никакой опасности для общества в конкретной поддержке семей участников СВО – в том числе и в сфере высшего образования. Молодежную политику, признал он, необходимо проводить более эффективно. Вопрос о взаимоотношениях власти и художника глава государства назвал сложным – и не стал прояснять, в чем эта сложность, лишь заметив, что это вопрос «всегда был таким».
А вот ответы по теме иноагентов президент, судя по всему, наоборот, считает совсем простыми. «Я знаю вашу позицию по поводу этого закона, но не мы придумали, это еще в США было сделано в 40-е годы прошлого века. Там нарушение этого закона грозит тюремным заключением, у нас же нет такого. У нас, собственно, одно самое главное – покажите источники финансирования. Ну что же здесь такого страшного? Мне кажется, особенно ничего здесь страшного нет. Хотя мы много раз обращались к этой теме. Тоже никто с ума сходить не должен, это совершенно очевидно. Здесь вы тоже правы, не нужно этим «мечом» размахивать налево и направо, все должно быть очень взвешенно, аккуратно и без всяких нарушений», – подчеркнул Путин.
Как раз на минувшей неделе Госдума, похоже, решила показать, что прочие власти РФ не совсем согласны с таким взглядом президента на закон об иноагентах. Руководство комиссии Госдумы по противодействию вмешательству извне в присутствии представителей Минюста РФ и Генпрокуратуры предложило новые законодательные ужесточения в отношении иноагентов и прочих противников власти. Будет введен комплекс «временных ограничительных мер к лицам, которые пытаются избежать уголовного и административного наказания, скрываясь за рубежом». Против них будут применяться решения, которые существенно урезают гражданские права таковых лиц. И это по-прежнему не будет требовать никаких судебных постановлений. Точно так же, как они не требуются и для попадания в реестр иноагентов.


