0
374
Газета Печатная версия

28.05.2025 18:10:00

Писатель жертвует жанром

Прошла конференция, посвященная Владимиру Шарову

Тэги: конференция, михоэлс, проза


конференция, михоэлс, проза Вдова Владимира Шарова, филолог Ольга Дунаевская. Фото Эвелины Меленевской

В Высшей школе экономики (НИУ ВШЭ) прошла конференция, посвященная Владимиру Шарову. Это первая в России конференция, посвященная творчеству писателя. Участники собрались в конференц-зале школы, оснащенном огромными мониторами. Они понадобятся – половина докладчиков будет выступать онлайн: некоторые из других городов, некоторые из других стран. Организаторы встречи – доктор филологических наук Михаил Павловец, Марк Белозеров и вдова писателя, кандидат филологических наук Ольга Дунаевская.

Название конференции «Не-роман с историей. Разнообразие жанров и направлений творчества Владимира Шарова». В программе на два дня – 16 докладов. Все они посвящены либо мало изученным аспектам творчества писателя, либо неопубликованным, архивным текстам. «В рамках этой конференции, – пояснил молодой «шарововед» Марк Белозеров, – мы хотели сосредоточиться на «малоизвестном» Шарове – поэте, эссеисте, сказочнике, etc. – для того, чтобы расширить и углубить представление о нем как о многогранном писателе и мыслителе, а не только романисте-историософе». 

Сам Белозеров представил доклад о единственном синопсисе киносценария, который принадлежит перу Шарова, – «Великий Соломон», посвященный судьбе Соломона Михоэлса.

Ольга Дунаевская рассказала о самом первом крупном произведении писателя, своего рода «предварительном романе» – «Путешествие Джона Крафта, или История моего рода»: «Автор не давал разрешения на публикацию этого текста, считая его ученическим, однако в нем заложены как идеологические, так и стилевые основы творчества писателя, очерчен, пусть и пунктирно, круг близких ему тем, сюжетов и точек зрения на них. Многие фрагменты «Путешествия…» позже вошли в первый опубликованный роман писателя «След в след».

Исследования романов «Репетиции» и «Будьте как дети», вышедших на болгарском языке, сложились у переводчика и исследователя из Болгарии Георги Тенева в доклад «О «литургичности» в текстах Шарова, или О том, как писатель жертвует жанром, жертвует самим романом – и обретает необычную свободу делать нечто Иное».

Интересен оказался чисто «исторический блок» наследия Шарова. Он состоял из доклада Татьяны Горяевой «Лабиринты памяти: историческая антропология Владимира Шарова», где в числе прочих тем обсуждалась работа писателя в Народном архиве, доклада Марины Абашевой «На подступах: истоки художественной историософии Владимира Шарова», в котором были тщательно разобраны концепции Шарова-историка, в том числе нашедшие отражение в его кандидатской диссертации, и доклада Анастасии Гачевой об идеях мыслителя Николая Федорова в авторской оптике Владимира Шарова.

Шаров известен как мастер крупной литературной формы, своего рода монументалист в литературе. Тем интереснее было услышать о том, что его перу принадлежит рассказ «Апрель», написанный по заказу журнала «Сноб» – о нем доклад исследовательницы из США Амины Габриэловой «Флагманы повести: малые формы в прозе Владимира Шарова».

На экране было продемонстрирована презентация иллюстраций художника Александра Смирнова к трехтомнику писателя. Возможно, впервые возник разговор об иллюстрациях к текстам Шарова.


Читайте также


Стереоэффект от маяка

Стереоэффект от маяка

Елена Сафронова

29 рассказов 29 авторов на одну тему

0
562
Он наигрался

Он наигрался

Сергей Крюков

Энтропия никогда не уменьшается и только увеличивается

0
176
Ложный вызов

Ложный вызов

Евгений Лукин

Неприкаянная душа, которой еще рано к святому Петру

0
811
"Белорусы мира" задают своим лидерам неприятные вопросы

"Белорусы мира" задают своим лидерам неприятные вопросы

Дмитрий Тараторин

В Варшаве прошла конференция представителей диаспоры и оппозиции президенту Лукашенко

0
1908

Другие новости