0
127
Газета Печатная версия

21.05.2025 18:11:00

И немедленно прислонился

Миниатюры про классиков, современников и поезда

Тэги: проза, анна каренина, гоголь


проза, «анна каренина», гоголь Поезд в «Анне Карениной» удался автору лучше других персонажей. Кадр из фильма «Анна Каренина». 1914

Председатель ФАН-клуба

Сергей Белорусец

Вместе с книгой мы растем

Когда на Московской международной книжной выставке-ярмарке меня признали лауреатом Национального конкурса «Книга года» в номинации «Вместе с книгой мы растем» за детскую книжку «Парикмахеры травы», так получилось, что диплом и бронзовую статуэтку вручал мне Андрей Битов.

Андрей Георгиевич был не только эксклюзивным прозаиком, но и вроде как нашим со товарищи (и господа) непосредственный руководителем, а именно председателем Русского ПЕН-центра, входящего об эту пору во Всемирную ассоциацию писателей Международный ПЕН-клуб.

Отчетов о вручении премии появилось множество.

Мне особенно понравился один.

Интернет-портал «Университетская книга» на полном серьезе сообщил, что Сергея Белорусца награждал председатель его ФАН-клуба Андрей Битов.

Цветная фотография с места события призвана была подтвердить этот факт.

Вместо черного юмора

У меня зазвонил телефон. Снятая мной трубка поначалу кряхтя немотствовала, а потом – вдруг – пулеметно-морзяночно затарахтела голосом первого секретаря Союза писателей Москвы Риммы Федоровны Казаковой:

– Я зеленый сиреневый бульвар умер вычеркивай!..

После чего раздались короткие гудки. Как ни удивительно – я все понял.

Из перманентно готовящегося к печати нового справочника союза мне следовало вычеркнуть очередного ушедшего в мир иной члена. У которого был псевдоним…

Персональный общественный транспорт

Юрист Международного литфонда – обаятельная и остроумная москвичка Мира Абрамовна, наша с сыном неоднократная соседка по столику в доме творчества писателей «Переделкино» жила на улице Усиевича.

В том самом здании, где располагается Литфонд.

– Я езжу на работу и домой одним и тем же персональным общественным транспортом! – с абсолютно серьезным видом декларировала Мира Абрамовна.

После чего брала паузу.

– На чем? – жаждал полной ясности народ.

– На лифте! – неторопливо уточняла Мира Абрамовна.

Место, которое нельзя занять

Александр Феденко

* * *

– Папа, про что книжка?

– Про поезд.

– Как называется?

– «Анна Каренина».

– А почему про поезд?

– Он автору удался лучше других персонажей. Лев Николаевич очень любил бессмертную поэму Венедикта Ерофеева «Москва–Петушки» и хотел написать что-нибудь столь же бесподобное. Но всякий раз выходило несколько длинновато и даже фиговато. Тогда, будучи великим писателем, он осознал свою немощь, выписал себя в образе Анны Карениной и самоотверженно бросил под поезд.

* * *

В вагоне метро женщина сорока пяти лет вдруг уступила место другой. Тоже женщине и тоже сорока пяти лет. Как же она на нее смотрела. Боже, как она смотрела!

Ее понять, конечно, можно. У той, уступившей, муж в Омске, сибирские краски лица, и едет она, судя по ветке, на ВДНХ – смотреть достижения народного хозяйства, в которые и в которое верит!

А у этой работа на «Бабушкинской» и больше ничего. Нет, есть что-то еще и даже кто-то, но по сравнению с мужем в Омске и верой в народное хозяйство это тщета и ничтожность.

Конечно, она не села. И даже когда другие начали вставать, а вагон стал пустеть, она не села. Стояла до самой «Бабушкинской» в совершенно пустом вагоне. И все смотрела. Уже не на ту, а на место, которое теперь уж точно нельзя занять...

* * *

Сегодня, на 43-м году жизни, в час дня, на перегоне «Комсомольская» – «Курская», глядя в зыбкий образ, перечеркнутый штампованной надписью «Не прислоняться», я вдруг осознал со всепоглощающей ясностью, что меня более не тяготит первородный грех. Многих тяготит, а меня не тяготит. И немедленно прислонился.

Голова Гоголя

Проснулся среди ночи. Вижу – в темноте, на комоде – голова Гоголя, Николая Васильевича.

– Нашлась, родимая.

Включил свет…

Нет, не его. 


Читайте также


Художник распада и свидетель возрождения

Художник распада и свидетель возрождения

Арсений Анненков

К 120-летию Михаила Шолохова и 100-летию его сборника «Донские рассказы»

0
297
От усадьбы Грибоедова до района Ясенево

От усадьбы Грибоедова до района Ясенево

Наталья Стеркина

Истории Игоря Харичева, имеющие как некоторое, так и самое непосредственное отношение к действительности

0
114
Может, они прячутся в лесу

Может, они прячутся в лесу

Гедеон Янг

Плутовской «роман взросления» Пола Линча – на фоне Великого голода в Ирландии позапрошлого века

0
82
Тебе открывается окно в космос

Тебе открывается окно в космос

Мила Михайлова

0
91

Другие новости