![]() |
Семейное счастье, или Сны о доме: сборник женской прозы / Авт.-сост. Надежда Ажгихина. – М.: Союз российских писателей, 2024. – 400 с. |
Героиня рассказа Марии Михайловой «Семейный борщ» пенсионерка Валентина Николаевна очень любит борщ, который стали готовить в ближайшем кафе, недалеко от ее дома. Самой ей готовить было тяжело, да она и не умела, поэтому ходила туда обедать. А этот борщ был очень вкусным и по-настоящему семейным. Как выяснилось, его готовила новая помощница хозяина – Аленка, переселенка откуда-то с юга. Наверное, дома она готовила такой же. Но от той, прежней жизни, по всей видимости, мало что осталось. И этим борщом она пыталась заглушить боль утрат. В рассказе Надежды Ажгихиной «Семейное счастье» четыре подруги собрались на квартире одной из них обсуждать тему школьного сочинения под одноименным названием «Семейное счастье». Что же такое семейное счастье в их представлении? Одна мечтает выйти замуж за физика-изобретателя, другая хочет стать актрисой, а мужа будущего видит тоже актером и непременно чтоб француз, чтобы они вместе ездили на гастроли. Третья мечтает о своем доме где-нибудь на природе, в деревне, хочет иметь кучу ребятишек и чтобы вместе на речку ходить. Ну а главная героиня ни о чем таком особенном не мечтает, главное, чтобы вместе и в одну сторону. Учительница литературы раскритиковала девочек за их представления о семейном счастье, упрекнула их в том, что они эгоистки и думают только о себе, а судьба страны им безразлична. А жить, мол, надо так, как героиня одного из очерков в тогдашней «Комсомольской правде», доктор каких-то там наук. Она имеет 10 детей, ходит ради экономии на работу пешком, а детей укладывает спать на раскладушки. Но разве это счастье?
Повествование Людмилы Осокиной в рассказе «Зарплатный день» совсем не страстное и совсем не о любви. Оно о жизни, о быте, о семейных заботах, о том, как они ходили с дочкой в магазин после получения зарплаты. Но зарплаты этой так долго не было после новогодних праздников, так истощились за это время запасы, что после получения денег и похода с ними в магазин «элементарно начинает крышу срывать и шарики за ролики закручивать». Героиня начинает метаться по магазину от одних продуктов к другим, пытаясь найти что-то дешевое, но и сытное. «Наконец, мы выбрались в продуктовые ряды. Первое, что мне попалось здесь под руку – это БОЛЬШИЕ ПЛЮШКИ! Да, давненько я продуктов не видала! Решила взять сразу три к чаю – они ж дешевые!» Да, семейная жизнь – это тебе не любовь, это тебе не сахар, это поле битвы за жизнь, за еду, за семью, за детей, за мужа. Хотя есть женщины, которым, наоборот, семья и дети побоку. Это так называемые творческие женщины, женщины искусства. Героиня рассказа Анны Гедымин «Мама в своем репертуаре» занимается музыкой, пишет песни и настолько этим увлечена, что ничего вокруг не замечает. Нет, она не отказывается ни от любви, ни от семьи, ни от детей, но все это идет фоном. Она выходит замуж, рожает ребенка. Наивный муж думает, что это ее угомонит, успокоит, ничуть: «Кажется, на третий день после возвращения из роддома она заявила, что ее пригласили на телевидение и она никак не может отказать. «Я только туда и обратно на такси. А ты только покорми Алешу из бутылочки». Муж хлопнул дверью и на неделю уехал к другу-алкашу.
Героиня Лидии Григорьевой в рассказе «Игнат и Надя» представляет, что живет как бы не своей жизнью, что она как статистка на заднем плане в чужом кино. И все у нее в жизни вроде бы хорошо: муж богат и успешен, есть собственный дом, но личного счастья не случилось, это как бы не ее жизнь. Она взялась давать уроки, поехала на машине, попала в аварию. Еле выжила. И вот тут у героини и начинается «настоящая жизнь», в инвалидном кресле с ампутированной рукой. Счастье семейное – оно бывает и таким. Героиня Рады Полищук в рассказе «Все это было, было, было…» замужем, детей нет. Но живут они с мужем как кошка с собакой. Когда мужа увозят с инфарктом в больницу, героиня радуется этому, радуется тому, что хоть ненадолго обретает свободу, свободу делать то, что ей хочется. Тоже ведь счастье.