Фото сайта duma.gov.ru
В России любят говорить о господдержке малого бизнеса, особенно в кризис. Но предприниматели чаще всего ее не видят. Информация о субсидиях, грантах, налоговых каникулах и прочих мерах разбросана по десяткам сайтов, платформ и ведомств. Где-то не работает поиск. Где-то – устаревшие данные. В итоге тот, кто мог бы получить поддержку, с большой вероятностью с ней не сталкивается и уходит с рынка. Вместе с ним – рабочие места, налоги, региональные услуги.
Чтобы этот информационный хаос наконец-то преодолеть, недавно Госдума приняла законопроект, направленный на устранение хаоса в информировании малых и средних предприятий (МСП) о государственных мерах поддержки. Его суть – создать единый, актуальный, обязательный для ведения и обновления реестр всех программ помощи, включая региональные и федеральные инициативы. Это выглядит как техническая мера, но на деле она способна снять один из ключевых барьеров между предпринимателем и поддержкой государства.
Казалось бы, идея разумная: все меры – в одном месте, доступные и федеральным, и региональным предпринимателям. Обновление данных – строго раз в квартал. Без включения в реестр мера не считается введенной. Но заработает ли система как нужно?
Сегодня предпринимателю, особенно начинающему или находящемуся в кризисе, найти подходящие меры поддержки – задача с элементами квеста. Информация о программах разбросана по cайтам региональных администраций, ведомственным ресурсам (Минэкономразвития, Минпромторга и т.д.), различным агрегаторам (например, «Мойбизнес.рф», «Бизнес-навигатор МСП», сайты центров «Мой бизнес»).
Проблема № 1 – неполнота и устаревание. Например, на момент обращения в Центр поддержки предпринимательства Нижегородской области в 2023 году один из предпринимателей (владелец ремесленного производства) не получил информацию о субсидии на оборудование, просто потому что данные на сайте центра не обновлялись с 2021 года.
Проблема № 2 – дублирование и неразбериха. Федеральная льгота может быть доступна в нескольких реестрах, но условия и сроки подачи документов отличаются. Результат – бизнес либо не успевает подать заявку, либо делает это не туда.
Проблема № 3 – ручной сбор и «бюрократическая лотерея». Сотрудники региональных министерств вручную передают отчеты в Минэкономразвития, а на местах часто не знают, какие меры поддержки реально доступны в других субъектах РФ или по линии Федерации.
Законопроект предусматривает обязательность и регулярность ведения реестра. Все меры поддержки, будь то налоговые каникулы, субсидии или кредитные программы с государственным поручительством, подлежат включению в единый реестр. Причем его обновление должно происходить не реже одного раза в квартал, и это не рекомендация, а строгое требование. Важной частью инициативы также становится автоматизация учета: все данные будут собираться и обрабатываться в федеральной информационной системе, к которой получат доступ как органы власти, так и представители бизнеса. Это не просто агрегатор вроде «Мойбизнес.рф». Это государственная цифровая платформа с функциями контроля и анализа. И что важно, без нее меры поддержки юридически не смогут считаться «введенными в действие».
Введение единого реестра выгодно сразу нескольким сторонам. Для малого и среднего бизнеса это прежде всего экономия времени: владельцам ИП и ООО больше не придется неделями обзванивать ведомства и искать информацию на форумах – достаточно будет указать ИНН и отрасль, чтобы получить список актуальных программ. Это повышает шансы на получение помощи, особенно в тех регионах, где информирование на местах до сих пор остается слабым. Кроме того, возрастает прозрачность: подача заявки на субсидию перестает быть процессом с элементами угадайки, где непонятно, какие документы нужны и куда их подавать. Государство и регионы, в свою очередь, получают более точную картину – вместо формальной отчетности о том, что «освоено 100%», появится возможность видеть, сколько предпринимателей реально воспользовались мерами поддержки. Это позволит эффективнее распределять финансирование, отказываться от неработающих инициатив и масштабировать действенные. Появится и так называемый цифровой след эффективности, позволяющий отслеживать, какие меры способствуют росту занятости, выручки и налоговых поступлений. Для разработчиков и кураторов программ единый реестр упростит мониторинг в реальном времени и даст возможность оперативно адаптировать условия под текущие запросы бизнеса, а также сократит поток жалоб, возникающих из-за нехватки информации.
Несмотря на очевидные преимущества инициативы, есть и подводные камни, которые могут свести ее пользу на нет. Например, непонятно, кто будет контролировать наполнение и актуальность реестра. Если контроль за обновлением сведений ляжет на сами регионы, есть риск формализма. Уже имеются примеры, когда ради выполнения требований в систему «Госуслуги» регионы загружают устаревшие документы, просто чтобы отчитаться.
Бизнес опасается повторения сценария, при котором главное – внести программу в реестр, поставить галочку, а помогла ли мера кому-то в реальности – неважно. Подобная ситуация уже имела место с дорожными картами поддержки МСП в 2018-м. Остаются вопросы и к технической реализации проекта. Чтобы реестр действительно работал, а не стал очередной перегруженной платформой, его необходимо адаптировать под мобильные устройства и обеспечить полноценную интеграцию с существующими системами – реестром самозанятых, сервисом «Мой налог», базами ФНС и другими цифровыми ресурсами.
Если система будет работать так, как задумано, через один-два года мы увидим рост обращений за поддержкой в 1,5–2 раза за счет устранения информационного барьера, сокращение доли неэффективных программ за счет сбора аналитики и цифровых следов от бизнеса и появление маркетплейса поддержки – когда предприниматель сможет по фильтрам найти все доступное лично ему, без консультантов, звонков и писем.
Принятый законопроект может стать фундаментом для формирования новой модели взаимодействия государства и бизнеса, основанной на открытости, аналитике и упрощении доступа к ресурсам. Но реальный эффект будет только при грамотной реализации, контроле и вовлечении предпринимательского сообщества в обратную связь. И главное, что определит судьбу этого проекта, – не цифры, а воля к исполнению. Без контроля, обратной связи с бизнесом и реального вовлечения чиновников платформа рискует стать еще одной красивой витриной.