0
124
Газета Проза, периодика Печатная версия

21.05.2025 18:51:00

Может, они прячутся в лесу

Плутовской «роман взросления» Пола Линча – на фоне Великого голода в Ирландии позапрошлого века

Тэги: проза, философия


проза, философия Разве где-то есть жерло ада? Сандро Боттичелли. Инферно (карта ада). 1480–1490. Музеи Ватикана

Писать рецензию на Пола Линча как-то уже боязно после множества таких вот рецензий: «Угрожающая красота: «Благодать» Пола Линча – это великолепное до дрожи, реалистичное до ужаса, галлюцинаторно яркое путешествие по Великобритании времен Великого голода»; «Глубокая и необычайная история взросления»; «Эпос, исполненный мрачного величия» и так далее, и проч. и проч. Да что и говорить, сама драма Великого голода (Ирландский картофельный голод, 1845–1852) – уже приговор, диагноз и премия всем ее бытописцам, особенно таким оригинальным, как Линч. А Линч действительно оригинален, до ужаса почти. И в этом обязательно стоит у него подучиться. Рецензенты пишут еще, что «Благодать» – это три в одном: плутовской роман, роман взросления и роман сиротский. Последний мне не очень-то и знаком, насчет первого – особых параллелей с «Похождениями авантюриста Гуго фон Хабенихта» или «Рукописью, найденной в Сарагоссе» я тоже не увидел. А вот насчет «романа взросления» – это моя любимая тема, только я ее называю темой инициации. Потому что можно повзрослеть, а инициацию не пройти. И наоборот.

18-13-12250.jpg
Пол Линч. Благодать:
Роман / Пер. с англ.
Шаши Мартыновой. – М.:
Иностранка,
Азбука-Аттикус, 2025. –
480 с. (Большой роман).
А вот Грейс (имечко у персонажа, само собой, говорящее), конечно, удается и то и другое. Пересказывать содержание глупо и бессмысленно, сам читатель удосужится, приведу лишь пару красноречивых цитат. Первая:

«Она думает о Колли и о том, что он дал ей перед тем, как они заснули, ладонь раскрыта в темноте, поэтому видеть ей пришлось пальцами. Его коробок из-под «люциферок». Коробок, опаленный с боков, где он пытался разок поджечь его. Теперь коробок набит ее волосами. Чтоб при тебе осталась твоя сила, пока они не отрастут обратно. А следом шепчет: «Возьми меня с собой. Прошу тебя. Возьми».

И вторая, про ирландскую «бесовщинку»:

«Откуда, по-твоему, они берутся? Мертвые в середке земли живут? Как они оттуда выбираются? Где-то есть жерло ада? Я много раз пытался прикинуть, что там, в середке земли. Если копаешь яму, там ничего, только камни и грязь, ей-ей. Где ж там для них место? Может, они прячутся в лесу или в воде. Или в тайных пещерах в горах. Их там не увидишь, и потому…»

А под конец и добавить особо нечего. Разве что это: «Взрослейте, не бойтесь и не голодайте, живите долго, радостно и счастливо, кем бы вы ни были – полудиким ирландцем, современным русским или афроамериканцем преклонных годов, желаю только чтобы всем, всем было хорошо». 




Читайте также


Художник распада и свидетель возрождения

Художник распада и свидетель возрождения

Арсений Анненков

К 120-летию Михаила Шолохова и 100-летию его сборника «Донские рассказы»

0
511
От усадьбы Грибоедова до района Ясенево

От усадьбы Грибоедова до района Ясенево

Наталья Стеркина

Истории Игоря Харичева, имеющие как некоторое, так и самое непосредственное отношение к действительности

0
170
Тебе открывается окно в космос

Тебе открывается окно в космос

Мила Михайлова

0
125
Если бы Ницше умел улыбаться

Если бы Ницше умел улыбаться

Александр Балтин

Юрий Кувалдин писал о литературе весело и деловито

0
483

Другие новости