0
910
Газета Проза, периодика Печатная версия

21.05.2025 18:51:00

Может, они прячутся в лесу

Плутовской «роман взросления» Пола Линча – на фоне Великого голода в Ирландии позапрошлого века

Тэги: проза, философия


проза, философия Разве где-то есть жерло ада? Сандро Боттичелли. Инферно (карта ада). 1480–1490. Музеи Ватикана

Писать рецензию на Пола Линча как-то уже боязно после множества таких вот рецензий: «Угрожающая красота: «Благодать» Пола Линча – это великолепное до дрожи, реалистичное до ужаса, галлюцинаторно яркое путешествие по Великобритании времен Великого голода»; «Глубокая и необычайная история взросления»; «Эпос, исполненный мрачного величия» и так далее, и проч. и проч. Да что и говорить, сама драма Великого голода (Ирландский картофельный голод, 1845–1852) – уже приговор, диагноз и премия всем ее бытописцам, особенно таким оригинальным, как Линч. А Линч действительно оригинален, до ужаса почти. И в этом обязательно стоит у него подучиться. Рецензенты пишут еще, что «Благодать» – это три в одном: плутовской роман, роман взросления и роман сиротский. Последний мне не очень-то и знаком, насчет первого – особых параллелей с «Похождениями авантюриста Гуго фон Хабенихта» или «Рукописью, найденной в Сарагоссе» я тоже не увидел. А вот насчет «романа взросления» – это моя любимая тема, только я ее называю темой инициации. Потому что можно повзрослеть, а инициацию не пройти. И наоборот.

18-13-12250.jpg
Пол Линч. Благодать:
Роман / Пер. с англ.
Шаши Мартыновой. – М.:
Иностранка,
Азбука-Аттикус, 2025. –
480 с. (Большой роман).
А вот Грейс (имечко у персонажа, само собой, говорящее), конечно, удается и то и другое. Пересказывать содержание глупо и бессмысленно, сам читатель удосужится, приведу лишь пару красноречивых цитат. Первая:

«Она думает о Колли и о том, что он дал ей перед тем, как они заснули, ладонь раскрыта в темноте, поэтому видеть ей пришлось пальцами. Его коробок из-под «люциферок». Коробок, опаленный с боков, где он пытался разок поджечь его. Теперь коробок набит ее волосами. Чтоб при тебе осталась твоя сила, пока они не отрастут обратно. А следом шепчет: «Возьми меня с собой. Прошу тебя. Возьми».

И вторая, про ирландскую «бесовщинку»:

«Откуда, по-твоему, они берутся? Мертвые в середке земли живут? Как они оттуда выбираются? Где-то есть жерло ада? Я много раз пытался прикинуть, что там, в середке земли. Если копаешь яму, там ничего, только камни и грязь, ей-ей. Где ж там для них место? Может, они прячутся в лесу или в воде. Или в тайных пещерах в горах. Их там не увидишь, и потому…»

А под конец и добавить особо нечего. Разве что это: «Взрослейте, не бойтесь и не голодайте, живите долго, радостно и счастливо, кем бы вы ни были – полудиким ирландцем, современным русским или афроамериканцем преклонных годов, желаю только чтобы всем, всем было хорошо». 




Читайте также


Зорко одно лишь сердце

Зорко одно лишь сердце

Андрей Юрков

125 лет со дня рождения писателя и летчика Антуана де Сент-Экзюпери

0
2219
Космос слов и образов

Космос слов и образов

Юлия Безобразова

Литературный фестиваль на родине Юрия Гагарина

0
376
«ДООС» становится историей

«ДООС» становится историей

Татьяна Зоммер

Вечер памяти Константина Кедрова прошел в Чеховской библиотеке

0
363
Баба Тоня, Людмила и другие

Баба Тоня, Людмила и другие

Надежда Ажгихина

Коллективный женский голос современной России в новеллах Марии Брегман

0
347

Другие новости